+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2022 11:17:46
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Встретимся в суде: что делят РЖД и Siemens после ухода немецкой компании из России?

Активный судебный процесс сейчас развернут между ОАО «РЖД» и компанией Siemens – по меньшей мере 5 судебных дел на текущий момент рассматривают в арбитражных судах Санкт-Петербурга и Москвы. Все они касаются характера взаимодействия между компаниями после решения немецкого концерта уйти с российского рынка.

Договор о сервисном обслуживании высокоскоростных поездов Velaro RUS на 30 лет РЖД и Siemens подписали еще 20 апреля 2007 года. Согласно документу, Siemens обеспечивает полное сервисное обслуживание высокоскоростных поездов, находящихся в эксплуатации у ОАО «РЖД». В 2019 году ОАО «РЖД» заключило контракт с компанией Siemens и группой «Синара» на поставку 13 «Сапсанов» с сентября 2022-го по июль 2023 года. Общая стоимость контракта – €513,5 млн.

На фоне введения санкций со стороны ЕС 22 марта текущего года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров сообщил, что компания уведомила их о приостановке контракта на покупку «Сапсанов». Спустя месяц монополия обратилась в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Siemens Mobility GmbH о признании недействительным одностороннего расторжения договора от 2007 года о техническом обслуживании и ремонте высокоскоростных поездов. РЖД потребовали обязать Siemens Mobility GmbH исполнять свои обязательства по нему.

В итоге 28 апреля арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановил передать ОАО «РЖД» оборудование Siemens Mobility GmbH для хранения и использования специальных инструментов, измерительного оборудования, запасных частей, а также других материалов и оборудования. В обосновании принятия такого решения ОАО «РЖД» ссылается на то, что ответчик зарегистрирован на территории Германии и в случае изъятия у ОАО «РЖД» оборудования возврат будет технически невозможен.

12 мая немецкий концерн Siemens сообщил о том, что покинет российский рынок в результате событий на Украине, начав процедуру прекращения своей производственной и операционной деятельности. И что уже с 13 мая разрывает с РЖД сервисные контракты, включая обслуживание «Сапсанов». Но в РЖД сообщили, что они продолжат техническое обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка» после ухода Siemens.

Перед этим арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение по другому иску от ОАО «РЖД» – о признании недействительным одностороннее расторжение Siemens Mobility GmbH договора от 17 декабря 2014 года (о разработке и производстве скоростных электропоездов) на технический ремонт гидравлической системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой на сортировочной станции Лужская (Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение), обязав Siemens Mobility GmbH исполнять обязательства по договору на техобслуживание и ремонт гидравлический системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой на Лужской. И также суд обязал передать ОАО «РЖД» для хранения и использование специальные инструменты, измерительное оборудование, запасные части, находящиеся на железнодорожной станции. Следующее заседание по этому делу назначено на 22 июня.

В арбитражный суд Москвы были поданы сразу три иска от холдинга «РЖД» к Siemens.

Согласно материалам дела, холдинг подал первый иск к Siemens Mobility GmbH о запрете инициировать судебные разбирательства в Международном арбитражном суде при Палате экономики Австрии и Вене по всем спорам, возникающим из договора 2014 года или в связи с ним. Судебное разбирательство по этому делу назначено на 12 июля.

Еще один иск касается наложения запрета Siemens Mobility GmbH инициировать судебные разбирательства в Международном арбитражном суде при Палате экономики Австрии в Вене по всем спорам, возникающим из уже не раз упомянутого договора от 2007 года о техническом обслуживании и ремонте высокоскоростных поездов (или каких-либо последующих его изменений). По этому делу судебное разбирательство назначено на 19 июля.

Согласно материалам третьего дела, иск, поданный ОАО «РЖД» к Der Siemens Aktiengesellschaft, касается запрета инициировать судебное разбирательство. Стороны соберутся на заседание по этому делу 16 июня.

По мнению независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, судебные разбирательства между Siemens и РЖД никак не повлияет на эксплуатацию «Сапсанов» – расписание их движения от решения суда никак не зависит.

Вместе с тем отказ Siemens от ранее достигнутых с РЖД договоренностей на сервисное обслуживание «Сапсанов» однозначно может сказаться на обеспечении их компонентами. «Siemens может попросту их не поставлять (правда, все зависит от конкретных условий контрактов). В подобных условиях остаются лишь три пути: найти изготовителей в Азии, которые согласятся снабжать «Сапсаны» всем необходимым, завозить запасные части в рамках параллельного импорта или самостоятельно наладить их производство в России. Первые два пути чреваты ростом затрат РЖД, третий может потребовать не только времени, но и денег. Неизвестно, сколько времени может занять локализация и какой дорогой она будет», – комментирует он.

Предположения о том, что некоторые «Сапсаны» будут разбирать на запчасти для других после ухода концерна из России, начали появляться еще с марта. Поводом для таких рассуждений сначала стало исчезновение билетов на поезда с 1 июня. А затем сами РЖД сообщили о том, что с 1 июня между Москвой и Нижним Новгородом вместо «Сапсана» начнет курсировать «Ласточка» в премиум-комплектации. Такая мера якобы введена временно. Она вызвана строительным работами, связанными с реконструкцией Курского вокзала Москвы, которые привели к корректировке графика движения поездов, пояснили в компании.

На момент написания материала в РЖД не прокомментировали дальнейший характер обслуживания поездов «Сапсан» в стране.

Л. Хазанов считает, что ситуация, при которой парк «Сапсанов» будет функционировать путем разборки другой его части на запчасти, теоретически возможна. Однако это исключительно крайний вариант для самых тяжелых обстоятельств. «Допускаю, что РЖД могут попробовать заменить «Сапсаны» «Невским экспрессом», хотя у него максимальная скорость поменьше – 200 км/ч против 250–300 км/ч у «Сапсанов». Тем не менее оптимально встроить «Невский экспресс» в расписание без сколько-нибудь существенных трудностей можно. Ведь «Сапсан» не едет из Москвы в Санкт-Петербург либо обратно с одинаковой скоростью на всем протяжении пути, она то растет, то падает», – рассуждает эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions