+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.10.2019 11:23:51
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ВСМ Москва – Санкт-Петербург: высокоскоростной проезд на близкую перспективу

Очередную дискуссию вокруг будущей высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург в этот раз вызвало сообщение начальника Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрия Катцына. По его словам, новую ВСМ намерены запустить в 2026 году. Ранее он заявил, что средневзвешенный тариф для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург составит 3416 руб. в ценах 2018 года. РЖД-Партнер решил напомнить, что в России проектом создания ВСМ между двумя столицами занимаются с 1990-х гг. Но до сих пор на территории страны таких участков нет ни одного километра.
На каком этапе сейчас строительство ВСМ?

В апреле этого года президент РФ Владимир Путин согласился возродить проект высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Только после этого решения эксперты стали более уверенно говорить о появлении магистрали. Правда, вопрос с финансированием все равно остается острым.

Идея построить высокоскоростную магистраль начала реализовываться еще в 1990-х гг. Тогда была проведена масштабная подготовительная работа. В частности, просчитано время в пути, которое устраивает пассажира, – 2,5 ч. Под это время были сделаны все необходимые расчеты: подвижной состав, вокзалы, трассировка. Инженерами был изготовлен и испытан поезд под названием «Сокол», имеющий те же характеристики, что и немецкий «Сапсан». Стоимость билета, по расчетам, должна была составить $30.

Но в итоге была лишь реконструирована железнодорожная линия Москва – Санкт-Петербург, и по ней запущены высокоскоростные поезда «Сапсан».

На каких отечественных разработках может основываться ВСМ?

Говоря о конкретных достижениях, результатах, которых удалось достичь отечественным ученым, руководитель научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Анатолий Зайцев рассказывает: российским инженерам удалось решить задачу – объединить в один блок источник постоянного магнитного поля (постоянный магнит) и источник управляемого по мощности и направленности магнитного поля (электромагнит), создать управляющую систему, которая в автоматическом режиме поддерживает заданный левитационный зазор при изменении нагрузки на несущую платформу.

Исследования на математической модели и измерения на физической модели подтвердили ожидания низкой потребности в затратах электроэнергии на поддержание заданного левитационного зазора. Это открывает широкие возможности применения эффекта левитации в транспортных средствах различного назначения (городской и пригородный пассажирский, грузовой высокоскоростной магистральный).

Вторым крупным достижением он называет создание математической модели и на ее основе физического объекта – компактного, мощного источника управляемого магнитного потока на основе российских сверхпроводящих материалов, работающих в среде жидкого азота.

«Это открывает широкие возможности для создания сверхскоростных пассажирских и скоростных контейнерных межстрановых и межконтинентальных магистралей. Эти две разработки имеют лучшие в сравнении с мировыми подобиями показатели по единичной мощности потока, удельной стоимости, весогабаритным показателям и энергоэффективности. Справедливо признаны международными экспертами «Российских магнитолевитационных технологий». Крупные машиностроительные структуры проявляют интерес к созданию магнитолевитационного транспорта. Нами подписано соглашение с компанией «Трансмашхолдинг». С международной крупной финансовой корпорацией, главный офис которой находится в Гонконге, подписано соглашение о готовности финансировать магнитолевитационную сверхскоростную пассажирскую линию Москва – Санкт-Петербург, если правительством РФ будет принято решение о ее создании силами и средствами российских научных и производственных структур. Мы не видим проблем технического, организационного и финансового характера. Проблема одна – желание или нежелание федеральных властей», – подытоживает А.Зайцев.

Во сколько обойдется подготовка и строительство?

В конце лета стало известно, что ОАО «РЖД» намерено потратить на проектную документацию и выполнение инженерно-изыскательских работ по строительству ВСМ 30,6 млрд руб. В эту стоимость также входят затраты на подготовку документации по планировке и межеванию территории.

Общая же стоимость ВСМ Москва – Санкт-Петербург, по оценке вице-премьера Максима Акимова, может составить 1,5 трлн руб.

Кроме РФ, кто уже реализует технологию маглев?

В 2027 году планируется открытие регулярного движения между городами Токио и Нагоей. Протяженность магнитолевитационной трассы Токио – Осака составит 440 км.

Проект состоит из двух этапов: к 2027 году запланирован запуск участка трассы Токио – Нагоя длиной 287 км. Участок Нагоя – Осака протяженностью около 153 км будет сдан в эксплуатацию к 2045-му.

Совокупная стоимость объекта оценивается в $80,6 млрд. Линия будет работать по японской системе JR-Maglev. Ключевым инвестором проекта выступила железнодорожная компания JR Central. После завершения строительства путь из Токио до Осаки займет около часа.

Стоит отметить, что Япония является не единственной страной в мире, где от слов перешли к непосредственным действиям. В США частная компания Northeast Maglev занимается разработкой суперскоростного поезда. Глава компании Уэйн Роджерс недавно сообщил, что это будет самый быстрый и самый безопасный способ наземного передвижения. Он будет сделан по образу и подобию японского аналога этого маглева.

«Сейчас идут исследования влияния этого поезда на окружающую среду. Надеемся, что к следующему году они будут завершены и дальше мы сможем начать фазу создания конструкции этого поезда, которая завершится в ближайшие несколько лет», – добавил он.

Стоимость железнодорожных билетов на проезд на магнитоплане из Вашингтона до Нью-Йорка будет ниже, чем авиа-, сообщил У. Роджерс. «Мы моделируем наш поезд на примере поезда, который ходит на центральной японской железной дороге. У них подобные магнитопланы ходят по дорогам с 1964 года. И за 50 лет не было ни одной аварии. А средняя задержка поезда составляет 20 секунд. Это то, что мы пытаемся воплотить в жизнь в США. Поезда «Амтрак» (Amtrak – Национальная железнодорожная пассажирская корпорация. – Прим. авт.) опаздывают на час, а иногда и больше. Более того, по одним и тем же путям ходят и грузовые, и пассажирские поезда. Есть очень много проблем и с устаревшей инфраструктурой. Мы пытаемся все это исправить», – отметил он.

Разрабатываемый магнитоплан намерены пустить через северо-восток – один из самых перегруженных регионов США. На него приходится около 85% всех пассажирских перевозок в стране. «Если в «Амтрак» скорость достигает 86 миль в час, мы предлагаем поезда, скорость которых может достигать 200 или даже 300 миль в час», – комментирует У. Роджерс.

Какими должны быть конкурсные процедуры?

Эксперты РЖД-Партнера отмечают: с учетом известной информации о том, что проектная документация и выполнение инженерно-изыскательских работ по строительству ВСМ обойдутся в далеко не маленькую сумму, открытый конкурс просто необходим.

Тем более с учетом того, что все технологии есть не только на бумаге, но и давно ждут своего практического применения.

В этой плоскости вопрос об открытой и понятной конкурсной процедуре должен подниматься на всех уровнях.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions