+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2020 16:48:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Власти заверили, что на Байкале ради БАМа вырубят лишь 3 га леса, но экологи по-прежнему выходят на акции протеста

Несмотря на заверения ОАО «РЖД» и властей о том, что Байкал никак не пострадает от вырубки леса, необходимой для строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), выступления против изменений в законе «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» продолжаются.

До 31 декабря 2024 года разрешено выводить строительство проекта Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале.

В РЖД заверяют, что не планируют строить новые железнодорожные пути вдоль береговой линии Байкала и вырубать для этого леса в рамках модернизации БАМа и Транссиба. Но позиция экологов от этого не меняется.

На днях глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что на Байкале вырубят всего 3 га леса. «Я напомню, что Байкало-Амурская магистраль первоначально, в 1970-е гг., проектировалась и закладывалась в двухпутном исполнении. Сейчас она однопутная, но лесная просека, отсыпка земполотна, подходы к мостам тогда делались на два пути. И сейчас то, что назвали «сплошная рубка», будет вестись на том земполотне, которое уже расчищалось под второй путь. То есть вырубка леса фактически была сделана 30–40 лет назад. При этом участки, которые на сегодня определены под «сплошную рубку», суммарно составляют меньше 3 га. Сейчас это 6 участков, будут добавлены еще, но в рамках таких же объемов», – пояснил глава Бурятии.

На этих участках будет осуществляться реконструкция мостов, существующего земляного полотна и другие работы, направленные на увеличение пропускной способности железной дороги. При этом ВСЖД обязуется провести мероприятия по охране окружающей среды. В рамках компенсационного лесовосстановления за 1 срубленное дерево компания посадит 5 деревьев на землях лесного фонда.

А. Цыденов добавил, что Общественная палата Бурятии и Минприроды Бурятии заключают соглашение с РЖД об общественном контроле за исполнением этого закона и мероприятий, которые реализуются в рамках проекта реконструкции БАМа и Транссиба.

«У нас будет общественная программа, в которой могут принять участие любые общественники. Они могут проверять на стадии проектирования и на стадии реализации проектов, что именно и где строят. Каждый сможет прийти и проконтролировать до, во время и после процесса», – отметил А. Цыденов.

По его словам, строительство и реконструкция железных дорог позволят дополнительно создать в республике более 500 постоянных рабочих мест без учета работы строительных организаций на период строительства.

По данным Василисы Ягодиной, медиакоординатора лесных проектов Greenpeace, рабочая группа с участием общественников по вопросу контроля за вырубкой леса пока не создана.

В разговоре с РЖД-Партнером руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин отметил, что о подписании соглашения с Общественной палатой ему пока неизвестно. «Но проблема состоит в том, что угроза для Байкала – это отнюдь не сплошные вырубки леса для модернизации БАМа и Транссиба, а то, что все будет выполняться без экологической экспертизы. Мы считаем, что закон абсолютно неконституционный . К сожалению, практически нет механизма, кроме Конституционного суда, для оспаривания федерального закона. Но мы будем стараться мониторить ситуацию, выявлять все негативные стороны его применения и добиваться того, чтобы его пересмотрели», – сообщил он.

Несколькими днями ранее ряд экспертов высказали похожую позицию о том, что поправки о Байкале противоречат Конституции и нарушают гражданские права. Так, председатель научного совета РАН по лесу Наталья Лукина говорит, что принятый закон противоречит Лесному кодексу России, Земельному кодексу и отдельным законам.

Двумя неделями ранее в Москве была задержана уроженка Бурятии, вышедшая на одиночный пикет с призывом защитить Байкал. Ей вручили повестку в суд. Массовые митинги в Иркутске и Хабаровске прошли в начале прошлой недели. Люди скандировали: «Руки прочь от Байкала» – и выходили с плакатами в защиту озера.

Сегодня, 17 августа, в Иркутске на совещании депутатов разного уровня заместитель председателя комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы Юрий Афонин отметил, что несмотря на уверения РЖД, что рубки будут на небольшой площади, «этот закон никаких правовых гарантий не устанавливает, и какие это будут рубки, никто предположить не может».

На том, что нельзя допустить сплошные рубки на Байкале в границах центральной экологической зоны, настаивает и депутат Госдумы (член комиссии по вопросам поддержки МСП и член комитета по бюджету и налогам) Михаил Щапов. «Гарантировать это может только отмена поправок, внесенных в июле в закон «Об охране озера Байкал». Также нужно отменить изменения в закон об экологической экспертизе – ее необходимо сохранить как инструмент контроля за безопасностью работы объектов РЖД, это позволит вести публичный общественный контроль за развитием БАМа и Транссиба. Соглашение же, которое действующая власть планирует заключить с РЖД, не обеспечит прозрачности и подконтрольности работ, как нас пытаются убедить», – высказывается он.

Депутаты от КПРФ считают, что необходимо требовать конкретизации, где именно и на каких площадях РЖД планируют проводить рубки и вести строительство. А до этого предлагается не допустить юридического применения закона. «Охрану Байкала и жизнедеятельность на его берегах регулирует огромный массив правовых актов, причем значительная их часть – это не законы, а постановления, приказы, инструкции министерств и ведомств, которые вообще не обсуждаются публично. В результате возникают противоречия, дублирование, слабая правоприменительная практика почти во всей существующей законодательной базе о Байкале», – добавляет М. Щапов.

Нужно пересмотреть закон «Об охране озера Байкал» и на уровень закона перенести все запреты, постановления и распоряжения, считает депутат. Тогда любые изменения норм будут обсуждаться в Госдуме, а значит, механизм принятия станет прозрачным и публичным. «Вся предыдущая практика показала, что у Минприроды нет ни достаточного финансирования, ни необходимых компетенций, ни реального представления ситуации, чтобы решать проблемы Байкала. Если федеральные власти считают, что у нас на Байкале бардак, пусть сперва разгребут свой правовой бардак в законодательстве об охране Байкала, где нормы противоречат друг другу и выходят за рамки здравого смысла», – резко высказался он.

Добавим, что 21 июля 2020-го Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей России к 2030-му, является экологическое оздоровление озера Байкал. По утверждению экологов, предложение Минприроды законодательно закрепить возможность строительства на Байкале практически любого объекта плохо стыкуется с необходимостью выполнения этих задач.

РЖД-Партнер сделал также запросы в ОАО «РЖД», Общественную палату Республики Бурятии, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятии и Минприроды Бурятии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions