+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.12.2021 14:02:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Вагоны: строй, ремонтируй, надейся на лучшее

Несмотря на негативные прогнозы прошлого года, рост погрузки на сети РЖД в 2021-м стимулировал спрос как на новые вагоны, так и на услуги вагоноремонтных компаний. Ключевые тенденции в сфере вагонного хозяйства обсудили на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
Время рекордов подходит к концу

Как уточнил руководитель департамента маркетинга «РМ Рейл» Георгий Зобов, по итогам 2021 года производители выпустят около 61 тыс. грузовых вагонов. Соответствующий прогноз подтвердил начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «Уралвагонзавод-Транс» Станислав Золотарев. По данным АО «Уралвагонзавод-Транс», всего за 10 месяцев 2021 года отечественные вагоностроители произвели 51,6 тыс. вагонов (по отношению к предыдущему периоду был зафиксирован рост на 14,6%). Если так продолжится и дальше, то рынок к концу 2021-го может составить более 62 тыс. вагонов (это больше, чем в 2020 г., на 10,8%).
Увеличение доли фитинговых платформ назвал ключевым трендом 2021 года Александр Слободяник, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ. По подсчетам института, доля платформ в структуре производств выросла на 15 п. п. за 10 месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020-го, до 33%.

За счет изменения структуры выпуска вагонов доля самого массового типа подвижного состава, полувагона, сократилась, по оценке ИПЕМ, с 38,1 до 35,2%. Несмотря на это в абсолютных величинах наблюдается рост производства. За 10 месяцев 2021-го произведено свыше 18 тыс. полувагонов, что на 5% выше уровня прошлого года. Основным драйвером выступили отправки угля на экспорт. За 11 месяцев они выросли на 10,8%, причем по всем направлениям.

А. Слободяник также поделился результатами опроса ИПЕМ участников рынка. Среди респондентов 61% отметили дефицит полувагонов на сети РЖД, 63% – фитинговых платформ, 67% – контейнеров. Однако свыше 45% опрошенных ожидают смены дефицита на профицит уже к концу 2022 года. «Сейчас выпуск растет, но в ряде сегментов скоро произойдет насыщение (фитинговые платформы) и даже сформируется профицит (полувагоны). Низкий уровень спроса также будет связан с низким объемом списаний», – подчеркнул эксперт.

Как считает С. Золотарев, начиная с 2022 года рынок производства вагонов будет сокращаться. В основном это коснется полувагонов, фитинговых платформ, а также крытых вагонов.
Однако резкого падения ждать не стоит. К примеру, в «РМ Рейл» спрос на будущий год оценивают примерно в 55 тыс. вагонов, что вовсе не мало. Как считает С. Золотарев, легкий дефицит полувагонов будет наблюдаться и в 2022-м (1,46 тыс. вагонов). «Поэтому, если кардинально ничего не поменяется, например тарифы, то 2022 год по полувагону должен быть не хуже 2021-го. Низкий спрос, который прогнозировался в 2023–2024 гг., переносится на период 2024–2025 гг.», – поделился эксперт.

Исходя из озвученного в АО «Уралвагонзавод-Транс» пришли к следующим выводам. В сегменте полувагонов отмечен номинально большой профицит (30–70 тыс. вагонов). Однако фактический парк меньше потребного. При расшивке Восточного полигона может появиться дополнительный спрос на производство 90 тыс. полувагонов в течение 3 лет.
В сегменте крытых вагонов наблюдается спад спроса. Закупается столько, сколько списывается. Рынок крытых вагонов из года в год в общей структуре производства вагонов постоянен. У АО «Алтайвагон» из-за падения общего рынка вагоностроения также падают объемы производства крытых вагонов. Объемы производства у прочих производителей небольшие и пока постоянны.

Спрос на платформы также сокращается. В ближайшее время можно ожидать насыщения рынка. Вместе с тем возможен рост выпуска с 2022 года универсальных платформ.

Начался рост спроса на цистерны для перевозки нефти и пищевые цистерны. Спрос на цистерны для перевозки химии небольшой, но постоянный. Как считает С. Золотарев, этот сегмент очень емкий. Спрос будет расти за счет естественного списания, рост которого ожидается в 2022–2023 гг.
В сегменте вагонов-хопперов спрос повышается за счет зерновозов (так как экспорт зерновых растет), также позитивные прогнозы эксперт дает по рынку минераловозов и цементовозов.

Кроме того, прогнозируется спрос на спецпарк со стороны ЦДИ ОАО «РЖД» на уровне 3 тыс. вагонов в год с 2022 года.

Передышка на вагоноремонтном рынке

Прогноз развития вагоноремонтной отрасли дал А. Слободяник. По данным аналитиков ИПЕМ, с 2016 по 2020 год объемы вагоноремонта сокращались. Пик падения рынка пришелся на 2020 год, когда пандемия привела к мгновенному сокращению грузовой базы и последующему оставлению вагонов, которые должны были уйти в ремонт. За обозначенный период практически все игроки вагоноремонтного рынка сократили объемы работы (ВРК-1 – на 3,1 п. п., НВРК – на 0,4 п. п., «ОМК Стальной путь» – на 1,5 п. п.), позитивную динамику показал только «Новотранс» (+5,9 п. п. в сравнении 2016 и 2020 гг.). Кроме того, по данным А ОЖдПС, за последние шесть лет количество предприятий, выпускающих грузовые вагоны из плановых ремонтов, сократилось на 18. В 2016 году было 187 предприятий, а в 2021-м осталось только 169.

Сейчас рынок находится в точке восстановления. «В связи с повышенным спросом грузоотправителей на вагоны большинство операторов выводили и продолжают выводить из отстоя свои вагоны, тем самым на рынке ремонта образовался локальный дефицит ремонтных мощностей», – отметил председатель А ОЖдПС Андрей Соболев. За 10 месяцев 2020 года было отремонтировано плановым видом ремонта (ДР+КР) 310,5 тыс. вагонов, а за 10 месяцев 2021-го – 369,2 тыс. вагонов, рост составил 19%.
По итогам 2021 года, как подсчитали в ИПЕМ, объемы ремонта вагонов выйдут на уровень 2019-го. По оценке института, до 2023 года объемы вагоноремонта будут расти, однако за рамками этого периода рынок ждет снижение. Итоговый рост с 2020 по 2025 год по всем плановым ремонтам составит 11,3%, причем объемы капитального ремонта вырастут на 19%, а объемы деповского ремонта – на 10,2%. Причина проста – большие объемы производства вагонов в 2010–2013 гг., что результирует в пиковые объемы капитальных ремонтов в 2021–2024 гг. Однако за рамками этого периода драйверов для роста рынка вагоноремонта в ИПЕМ не видят.

При этом в долгосрочной перспективе сложившиеся на рынке вагоноремонта тенденции вызывают беспокойство экспертов. Первый заместитель генерального директора Группы НВРК Максим Кленов отметил, что стоимость вагоноремонта в реальных ценах упала на 23% за 8 лет.

Эксперт отметил, что рынок планового ремонта конкурентен уже много лет, и ключевой фактор этой конкуренции – цена. «За 8 лет цена на вагоноремонт номинально выросла на 33%, хотя реальная инфляция была в районе 70%. Реальные доходные ставки с учетом корректировки на инфляцию упали на 23%», – отметил М. Кленов.

При этом, по словам эксперта, также росли расходы на зарплаты и комплектующие. Сложившаяся ситуация ведет к падению качества ремонта (поскольку экономить в отрасли можно только на двух вещах – зарплате и запчастях). М. Кленов посетовал, что низкая доходность привела к хронической недоинвестированности. «Износ фондов продолжается, так как текущие заработки не закрывают даже потребности в амортизации», – сказал он. Кроме того, стала острой проблема дефицита персонала: повышается маргинализация сотрудников, штат стареет, молодые люди не идут работать в депо из-за невысокой и лишь условно стабильной зарплаты, архаичных и тяжелых условий труда.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions