Как считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук, сегодня ситуацию на рынке перевозок НСМ определяют несколько факторов. Так, наблюдавшийся в 2016 г. рост погрузки щебня на сети по отношению к 2015 г. был обусловлен низкой базой 2015 г. и переключением части грузоотправителей с автомобильного транспорта. И хотя восстановить объемы погрузки щебня на уровне 2014 г. в минувшем году так и не удалось, однако переломить ситуацию и выйти на рост показателей железнодорожники все же смогли. Темпы сокращения объема погрузки щебня на железнодорожном транспорте за период 2014-2016 гг. были ниже темпов сокращения объема его производства, что помогло сохранить в отрасли 1,2 млрд руб. Также благодаря этому к 2016 г. динамика коэффициента перевозимости щебня железнодорожным транспортом сменилась на положительную, а сам показатель увеличился до 0,53. Факторами роста этого коэффициента послужили введение платы за проезд грузовиков по федеральным трассам и усиление контроля за нагрузкой на ось грузовых автомобилей. По оценкам заместителя генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Андрея Дреничева, в 2017 г. динамика роста погрузки строительных грузов будет продолжена. В этом году продолжится финансирование крупных инфраструктурных проектов дорожного хозяйства, дальнейшее развитие московского транспортного узла, увеличение объемов строительства и реконструкции региональных автодорог. Кроме того, росту будет способствовать ограничение на въезд грузовиков в Москву - новые экологические требования вступят в силу с 1 сентября 2017 г.
В связи с локальным дефицитом полувагонов участники рынка с привлечением экспертов Ассоциации «Карьеры Евразии» сформулировали ряд предложений к ОАО «РЖД», перевозчикам и логистическим операторам. Для повышения эффективности использования ПС предлагается, в частности, внести в Правила приёмки грузов к перевозке железнодорожным транспортом изменения, касающиеся приемки порожнего вагона после выгрузки и его дальнейшего подсыла под конкретный вид груза. Так же для перераспределения грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт признано целесообразным установить специальные тарифные коэффициенты на железнодорожные перевозки с коротким плечом (до 500 км) внутри одной дороги. Участники рынка также сформулировали свои рекомендации общесетевому оператору грузового ПС. АО «ФГК» предложено сообщать ставки на использование вагонов на год вперед, с квартальной разбивкой, что, по мнению производителей НСМ, поможет улучшить качество планирования перевозок и проведения тендерных процедур.
23 марта 2017 года редакция журнала РЖД-Партнер проводит семинар на тему «Весна-2017: как избежать дефицита вагонов в высокий сезон» (отель «Садовое Кольцо», г. Москва, проспект Мира, 14 стр. 2, начало в 10 ч.).
Мероприятие проводится в рамках традиционной ежегодной серии деловых семинаров РЖД-Партнер и посвящено ключевым тенденциям в сфере обеспечения грузоотправителей подвижным составом. Основные вопросы, которые предполагается обсудить на семинаре, связаны с вероятностью возникновения дефицита универсальных полувагонов и других видов подвижного в преддверии высокого сезона 2017 года, изменениями в тарифной политике компаний-операторов, возможностью достижения баланса парка грузового подвижного состава с учетом продолжающегося списания вагонов с истекшим сроком службы и обновления парка, возрождением лизинга, а также с различными аспектами деятельности действующих электронных торговых площадок по аренде вагонов.
К проведению семинара приглашены руководители и специалисты Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», Центра фирменного транспортного обслуживания- филиала ОАО «РЖД», топ-менеджеры крупнейших операторских компаний, отраслевые эксперты и пр. Мероприятие рассчитано на широкий круг участников – представителей предприятий–грузоотправителей и грузополучателей, логистических и экспедиторских компаний, собственников и операторов железнодорожного подвижного состава и других.