+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.02.2018 15:26:59
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В Минтрансе России предложили распределить перевозки нефтепродуктов между видами транспорта

Практическим инструментом такого решения может стать транспортно-экономический баланс. Сообщалось, что министр транспорта РФ Максим Соколов предложил вице-премьеру страны Аркадию Дворковичу разработать положение о транспортно-экономическим балансе, который позволит рассредоточить грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом.

Строго говоря, спор между видами транспорта о возможностях привлечения на свои маршруты наиболее высокодоходного груза ведется уже не первый год, а данная инициатива профильных ведомств является не первой, и судя по всему, не последней. Год назад, например, ФАС России заявил о том, что рассматривает возможность введения инвестиционных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в частности, для усиления конкуренции за нефтяные грузы. Как сообщил тогда советник главы ФАС Павел Шпилевой: «Установление инвестиционных тарифов позволит РЖД предложить тем же нефтяникам вместо строительства трубы, трубопроводного транспорта все-таки использовать услуги РЖД. Это поможет усилить конкуренцию за нефтяные грузы. Нам кажется, это очень перспективная тема, поскольку сохранение объемов нефтяных грузов для РЖД очень важно». Однако преференции в адрес ОАО «РЖД» были встречены резкой критикой со стороны речных перевозчиков. Еще в начале 2017 года озабоченность участников рынка речных перевозок вызвало решение о предоставлении 25%-ной скидки с железнодорожных тарифов на перевозку мазута и дизтоплива.

«Действие скидки совпадает с периодом навигации, а вытеснение речников с рынка перевозок нефтепродуктов может стать причиной банкротства множества судоходных компаний, особенно тех, кто реализовал программы по обновлению нефтеналивного флота и имеет в связи с этим значительную долговую нагрузку», – заявили в РСПП. И действительно, опасения речников в определенной степени доказали свою обоснованность: применение в прошлом году скидки на перевозки нефтяных грузов позволило привлечь с внутреннего водного транспорта на железную дорогу около 1 млн т. И такая практика будет продолжена – в нынешнем январе ОАО «РЖД» уже ввело скидку на перевозку мазута и дизельного топлива направлением в северо-западные порты. Понижающий коэффициент, который применил перевозчик для сырой нефти и нефтепродуктов, будет действовать в течение всего года и позволит усилить позиции железной дороги в данном сегменте перевозок. Однако здесь железная дорога конкурирует не столько с речным, сколько с трубопроводным транспортом, что особенно актуально для ОАО « РЖД» на фоне озвученных планов «Транснефти» наращивать экспансию и расширять пути транспортировки нефти и нефтепродуктов посредством ввода новых трубопроводных проектов. Согласно экспертным оценкам, железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов в 2018 году могут сократиться не менее чем на 2% вследствие запуска нефтепродуктопровода «Юг», роста прокачки нефтепродуктов по другим трубопроводам и дальнейшего сокращения выпуска мазута. По данным ИПЕМ, с 2010 года на трубопроводный транспорт переключилось более 25 млн т нефти и нефтепродуктов. Один только ввод в эксплуатацию отвода от ВСТО до Хабаровского НПЗ, например, привел к потере железной дорогой около 5 млн т. И в ближайшей перспективе тенденция по перетоку нефтяных грузов на трубу только усилится, считает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Илья Колодяжный.

Как напомнил эксперт, уже завершается реализация ПАО «Транснефть» первого этапа проекта «Юг». Здесь в конце прошлого года началась пробная прокачка нефтепродуктов. В связи с этим в скором времени ожидается уход с железнодорожного транспорта около 4 млн т по маршруту от Волгограда до Новороссийска. Расчетная же мощность всего проекта превышает 8 млн т.

Подключение Комсомольского НПЗ к ВСТО-2 приведет к уходу в трубопровод еще 6 млн т нефтегрузов. Кроме того, ПАО «Транснефть» активно реализует проект по увеличению объемов транспортировки нефтепродуктопроводов в Московский регион. При его реализации 6 млн т авиакеросина в аэропорты столицы будет доставляться с помощью трубопроводного, а не железнодорожного транспорта. Также ожидается переключение свыше 5 млн т автобензина и более 3 млн т дизельного топлива. Однако пока рано говорить, что труба придет на смену цистернам, уверен директор АО «Русская Контейнерная Компания» (РКК) Иван Гришагин. По его словам, в условиях стабилизации внутреннего потребления нетто-экспорт сырья и нефтепродуктов увеличивается за счет роста добычи и возрастающего спроса со стороны китайских заказчиков. По расчетам специалистов аналитического отдела РКК, экспорт российской нефти в Китай уже к 2019 году может увеличиться до 50 млн т в год. В связи с этим встает вопрос о наиболее выгодных способах транспортировки продуктов нефте- и газопереработки на экспорт. По мнению И. Гришагина, у железнодорожной перевозки углеводородов есть ряд неоспоримых преимуществ перед остальными видами транспорта. Одним из главных является то, что он подходит практически для любых видов нефти и нефтепродуктов. Это и обусловило нынешнюю долю стальных магистралей в общем объеме транспортировок – около 35%. В конечном итоге основные условия конкуренции между видами транспорта формирует на сегодняшний день география распределения нефтяных транспортных потоков – сухопутный экспортный коридор их поставки в страны АТР обостряет конкуренцию преимущественно между железнодорожным и трубопроводным транспортом: здесь доля АО «Транснефтепродукт» составляет 45%, а железнодорожного транспорта – 47%. Вместе с тем на внутреннем рынке железная дорога на данный момент занимает 72% против 12% у АО «Транснефтепродукт». Сможет ли ведомственное регулирование проявить себя в качестве наиболее эффективного решения – вопрос остается открытым. Лоббистские возможности различных видов транспорта в данном вопросе, скорее всего, будут находиться в плоскости тарифных решений и создания условий, наиболее привлекательных для грузоотправителей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions