По первоначальному плану объединяющая три балтийские республики железная дорога Rail Baltica начнет функционировать в 2026 году. На этой линии предполагается использовать аналогичные датским пассажирские поезда, скорость которых будет до 249 км/ч. Хотя товарные составы будут двигаться со скоростью не более 120 км/ч.
Так как в Эстонии все находится еще на стадии планирования, уместно задуматься над вопросом, как руководство Rail Baltica собирается избежать той ситуации, с которой столкнулись в Дании: скоростная железная дорога есть и готова к использованию, но при этом датчане не могут ею воспользоваться.
По словам координатора проекта Rail Baltica Кристьяна Кауниссааре, опыт Дании и других стран, где есть скоростные железные дороги, может помочь в понимании реальности, с которой только предстоит столкнуться Эстонии. «Полученные знания позволяют проанализировать различные непредвиденные ситуации и сократить потенциальные риски при реализации проекта», – сказал он.
К. Кауниссааре признал, что команда Rail Baltica сделает все возможное, чтобы в будущем избежать опасной ситуации, когда скоростная железная дорога есть, а поезда по ней не ходят. «В настоящее время планируется, что Rail Baltica сможет работать на рыночных условиях», – отметил координатор проекта.
По его мнению, нужно учитывать, что может возникнуть ситуация, когда после открытия скоростной железной дороги не будет желающих обслуживать эту линию или, наоборот, будет слишком много желающих и придется проводить конкурс, где победит тот, кто предложит лучшие условия.
«В случае если желающих не будет, но сами страны будут заинтересованы в открытии железнодорожного сообщения, например, между Таллином и Ригой, должно будет вмешаться государство, предоставив финансовую поддержку проекту в виде какого-нибудь гранта, – рассказал К. Кауниссааре, приведя в пример авиасообщение между Тарту и Хельсинки. – Самым главным условием для будущего оператора этой линии станет техническое соответствие подвижного состава».
Так как на данный момент Rail Baltica только проектируется, а строительство скоростной железнодорожной ветки находится на начальном этапе, слишком рано ожидать конкретных решений. «Поскольку проект Rail Baltica уже полностью разработан, он уже дает четкую информацию о том, как планируется использовать железную дорогу в ближайшие годы», – заявил К. Кауниссааре.
Скоростная железная дорога Rail Baltica свяжет Эстонию, Латвию и Литву в 2026 году. Протяженность путей составит 870 км, из которых 213 км поезд будет двигаться по территории Эстонии, 265 км – по Латвии и 392 км – по Литве. По новой железнодорожной магистрали будут курсировать как скоростные пассажирские поезда, так и товарные составы. Ориентировочная стоимость проекта составляет €5,8 млрд, большую часть оплатит Европейский союз.