+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2020 17:45:11
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Усугубить или помочь: что изменит очередность допуска разных видов грузов к перевозкам по железной дороге?

Постановлением правительства РФ внесены изменения в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. 

Согласно документу, приоритет теперь получат перевозки грузов в целях обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий, перевозки грузов на основании отдельных решений президента Российской Федерации. Следом идут перевозки грузов, в отношении производства и (или) перевозки которых предоставляются субсидии в соответствии с актами правительства Российской Федерации.

Еще более низкий приоритет получили перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, а также экспортные перевозки несырьевых грузов, сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, зерновых и продовольственных грузов.

Список замыкают экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе и иные перевозки грузов.

Также приложение к постановлению устанавливает правила формирования плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей (угольных компаний) железнодорожным транспортом общего пользования на восточном направлении на предстоящий месяц и мониторинга его исполнения.

Мнения участников рынка и экспертов о том, как эти изменения скажутся на характере и объеме перевозок, разделились. Одни отмечают, что методика закрепляет де-факто сложившиеся практики и ничего нового не несет. Другие – что это вредное и необдуманное для отрасли положение.

Так, к примеру, по мнению партнера A.T. Kearney Евгения Богданова, документ всего лишь устанавливает перечень перевозок, которые будут осуществлены в случае возникновения такой необходимости в первоочередном порядке. «Раньше такие перевозки получали приоритет в режиме ручного управления. Теперь будет нормативно-правовая база для таких оперативных решений. Публичный характер перевозки и недискриминационный доступ к инфраструктуре продолжают действовать для всех обычных перевозок», – говорит эксперт.

О том, что приоритеты в грузах расставлены верно и определяются текущими интересами государства в развитии экспортных поставок несырьевых товаров и первоочередной доставки продовольственных и зерновых грузов, высказывается Владимир Дорохов, сооснователь логистической компании STS Logistics. Особо он отмечает правила планирования и распределения объемов между экспортерами перевозок угля, который, являясь основным экспортным грузом Восточного полигона, при ошибках в планировании может привести к коллапсу движения. «Теперь узаконена не только зависимость от пропускной возможности железной дороги, но и учет перевалочных мощностей приемных портов. Обратите внимание, что и правительство здесь берет на себя обязательства по расширению возможностей инфраструктуры в соответствии с документами стратегического планирования», – делится он, добавляя, что любые правила всегда лучше неизвестности и текущее постановление совершенно правильно определяет очередность и понимание, кому на что рассчитывать. Зная четкие правила, экспортеры всегда будут понимать свои квоты и в соответствии с ними подписывать обязательства перед покупателями.

«Кроме того, получение приоритетности в доступе позволит использовать ресурсы небольшим, но важным для развития страны несырьевым и технологичным экспортерам. Учитывая, что распределение ресурсов инфраструктуры будет планироваться по максимуму ее возможностей лишь с 5%-ным резервом, объем экспорта в наиболее загруженных направлениях, скорее всего, останется прежним, а вот упорядочение объемов точно уменьшит вероятность транспортных коллапсов в припортовых зонах», – добавляет он.

Здесь участники рынка отмечают перегруженность Восточного полигона: большая часть грузов идет во Владивосток, где возникают проблемы с размещением прибывших поездов. Трудностей добавляет и плановый ремонт путей.

«Ситуацию осложняет и то, что сейчас в направлении Владивостока движется большое количество поездов с углем, который идет на экспорт, и им отдается приоритет со стороны РЖД, хотя постановление правительства, насколько мне известно, в отношении приоритетности поставок на них не распространяется», – говорит руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков.

В то же время, согласно документу, устанавливающему очередность предоставления перевозчикам доступа к железнодорожной инфраструктуре для разных видов грузов, в отношении контейнерных перевозок будет установлен более низкий приоритет. Соответственно, это может негативно сказаться на контейнерных перевозках. Пока же, по данным ОАО «РЖД», перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» выросли на 13,5% в январе – мае.

Вместе с тем сообщается, что с 25 мая на Восточный полигон контейнерные поезда идут с задержками от 2 до 6 дней. Участники рынка надеются, что эта ситуация временная и носит сезонный характер. В прошлом году наблюдались подобные проблемы в мае и в декабре, сейчас же они сместились на лето. «Клиенты с пониманием относятся к тому, что сроки перевозок для них несколько удлиняются, мы их информируем об этом и приносим свои извинения. Тем не менее они этим обеспокоены, поскольку и у них зачастую едут грузы срочные», – говорит С. Пучков.

Участники рынка высказывают свои настроения о нежелательности ущемления контейнерных перевозок, являющихся ключевыми на железной дороге.

Между тем участники рынка говорят о том, что предложенная мера регулирования повысит эффективность использования инфраструктуры, ее пропускной и провозной способности. Когда за каждым маршрутом будут следить не только чиновники, но и компании-перевозчики, ситуации с непредъявленным вовремя грузом практически сойдут на нет.

«За счет повышения эффективности использования инфраструктуры вырастет и объем перевозок, и, соответственно, экспорт и транзит. Ни для кого не секрет, что большая часть груза, следующего по Восточному полигону, направляется в порты, а в восточном направлении едут контейнеры для европейских потребителей. Даже сейчас, на фоне экономического спада, экспортные поставки и транзит растут и в мае превысили прошлогодние показатели», – говорит генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов.

Оценивать справедливость предложенного квотирования грузов можно по-разному, как он отмечает. Для ОАО «РЖД» это подход справедливый, так как государство помогает перевозчику делать свою работу более эффективной. Для оператора, работающего с дорогими грузами и, прежде всего, с контейнерами, этот подход также справедлив. А вот производителей и экспортеров угля и руды он может разочаровать, ведь впервые появился как-то закрепленный на нормативном уровне порядок пропуска главного груза железных дорог.

Так, президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев полагает, что положение ни в коей мере не разрешит ситуацию, а, напротив, усугубит ее. «ОАО «РЖД» теряет всякие стимулы для расширения узких мест, особенно в направлении дальнего Востока, говорит он. Положение по сути коррупционно, поскольку не оговорены четко виды грузов, которые имеют приоритет. Трудно поверить, что нефтепродукты, которые приносят львиную долю в перевозках РЖД, получат доступ в последнюю очередь. Кроме того, будет неразбериха, пока не расставятся приоритеты и пока не заработают в полном объеме коррупционные схемы. Поэтому положение считаем необдуманным и даже вредным для отрасли», – говорит В. Прокофьев.

Представители ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь» не смогли оперативно прокомментировать последствия изменений. Но месяцем ранее металлурги написали письмо первому заместителю председателю правительства РФ – председателю правительственной комиссии по транспорту Андрею Белоусову с просьбой обеспечить недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре для вывоза экспортно ориентированных грузов на восточном направлении. К этой дискуссии также подключилось и Министерство промышленности и торговли РФ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions