Вопрос интероперабельности железных дорог между «пространством 1520» и Европой поднимается уже достаточно давно. Существуют директивы Евросоюза в части железнодорожных перевозок, которым перевозчики должны соответствовать, чтобы работать в европейской транспортной системе. С 2007 года специалисты «Укрзализныци» работают в общей международной группе Европейского Агентства железнодорожного транспорта (ERA), которая была основана Советом Европы на совещании министров транспорта стран-членов ЕС с целью проведения анализа возможного взаимодействия систем колеи 1520 мм и 1435 мм (сокращенное название – ТSІ). Ранее финансирование на развитие железных дорог получали и другие страны постсоветского пространства – Латвия, Литва и Эстония.
Однако, даже прежде «подгонки» под евростандарты, железным дорогам Украины безотлагательно требуется реновация – специалисты говорят об этом уже давно. Изношены и пути, и подвижной, и тягово-подвижной состав. В ноябре прошлого года «Укрзализныця» объявила о том, что до 2021 года собирается потратить порядка 108 млрд гривен на обновление подвижного состава. Планируется, что поставщиками грузовых вагонов и полувагонов станут "Крюковский вагоностроительный завод", а также заводы Белоруссии и Молдовы.
О том, что на реализацию проекта по изменению ширины колеи железной дороги потребуются огромные средства, эксперты говорят в один голос. «Стоить это будет дорого и сделать быстро не получится», – говорит главный экономист ПФ "Капитал" Евгений Надоршин. В случае транзита, если именно его планируют развивать, он видит решением как раз использование подвижного состава с изменяемой шириной колеи.
Политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко настроен более пессимистично и уверен, что менять вообще ничего не будут: «И переложить колею, и закупить новый подвижной состав стоит огромных денег (миллиарды долларов), которых на Украине просто нет. Так что, скорее всего, это просто очередной пиар-ход».
Официального ответа, что будут менять на украинских железных дорогах – ширину колеи или подвижной состав, от «Укрзализныци» «РЖД-Партнер» не получил. Однако понятно, что для транзитного потока через Украину грузов с «пространства 1520» нет никакой разницы, на какой границе будет происходить замена тележек вагонов. Также стоит вспомнить, что дороги с «русской колеей» успешно эксплуатируются в Словакии, Польше, Венгрии и Румынии, а Финляндии стандарт ширины колеи в 1524 мм совершенно не помешал «евроинтегрироваться».