+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2021 14:11:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Транзит в Пулково: куда поедут электрички?

Казалось бы, от аэропорта Пулково до Санкт-Петербурга нет проблем добраться: построена скоростная автодорога до метро «Московская». Однако в ОЖД вновь подняли тему строительства аэроэкспресса – теперь в виде транзитной нитки для электричек.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин сообщил о том, что проект железнодорожного экспресса в Пулково может обрести второе дыхание, если его реализовать как транзитный маршрут, в границах которого появятся новые транспортные узлы. Один – в Пулково, а второй – на станции метро «Волковская».

Иными словами, на первое место ставятся логистические интересы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По словам В. Голомолзина, аэропорт Пулково может стать сердцем Петербургского транспортного узла, объединив на пересечении магистральных линий в единый узел железнодорожные связи объектов северных районов, центра города, объектов Варшавского направления и объектов Балтийского направления. При этом транзитной точкой в городе выбрана Волковская – потому что тут станция метро загружена на 30%. «Станция метро «Площадь Восстания» в час пик загружена более чем на 100% – люди стоят в очереди уже на вход в метро», – объяснил начальник ОЖД.

Экспертное мнение

«Важно, чтобы в Пулково сделали транзитную остановку. Потому что тупик в Пулково никому не нужен. Тогда электрички будут следовать туда полупустые (как в Казани, например)», – прокомментировал идею председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков.

Наш собеседник согласен с тем, что «Волковская» – удачный выбор. Насколько с такой оценкой будут солидарны пассажиры, по его словам, зависит от будущего обустройства транспортного узла.

В Санкт-Петербурге есть удачные варианты и не очень. Например, узел в Девяткино можно считать самым удобным в РФ, а вот на станции метро «Старая деревня» аналогичный проект реализован неудачно.

Дать более подробную оценку эксперты сегодня затрудняются, поскольку проект транзитной линии в Пулково существует в виде концепции, которую взялись прорабатывать в ИЭРТ.

Идея родилась во время поиска места расположения вокзала для новой линии ВСМ – на основе предложения построить дополнительный вокзал вблизи станции метро «Волковская» и устроить там крупный транспортно-пересадочный узел с городским и региональным транспортом.

Для этого имеется свободная территория (неподалеку от кладбища) в зоне одноименной товарной станции ОЖД. Там можно устроить прием и отправку пассажирских поездов. Основная мысль заключается в том, чтобы убрать электрички с Московского вокзала, который железнодорожники считают целесообразным оставить под высокоскоростное движение в случае строительства новой ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Впрочем, проект вызывает вопросы

Вопрос 1 – о цене

Сколько будет стоить поездка по железной дороге из Пулково?

Если ориентироваться на аэроэкспрессы в Москве, то там есть три маршрута: Одинцово – Белорусский вокзал – Савеловский вокзал – аэропорт Шереметьево, Киевский вокзал – аэропорт Внуково и Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Например, поездка в классе стандарт обойдется в 400 руб., в бизнес-классе – 800 руб. При этом стоимость экспресс-автобуса – около 200 руб.

В Санкт-Петербурге от Пулково до метро «Московская» – это 40 руб. Попытка поставить автобус-экспресс К39 с тарифом 85 руб. завершилась провалом: с 2018 года он приостановил перевозку пассажиров на неопределенный срок.

С учетом этого опыта и аналогии с Москвой железнодорожный маршрут класса стандарт из Пулково до метро в Санкт-Петербурга сейчас мог бы стоить около 100 руб. В таком случае поездка на «Ласточке» могла бы выглядеть привлекательной для пассажиров.

Но вот будет ли такая цена достаточной для рентабельности перевозок?

Вопрос 2 – удобство

Независимый эксперт Софья Каткова считает, что добираться из Пулково на «Ласточке» – привлекательный вариант. Однако на электричке пассажирам хотелось бы попасть в центр Санкт-Петербурга, а в дни проведения международных конференций – в «Экспофорум».

С этой точки зрения метро «Волковская» – малообжитая зона. Оттуда еще надо проехать несколько остановок до центра на метро.

А идея о том, что пассажиры из аэропорта будут приезжать в транспортно-пересадочный узел, чтобы оттуда попасть в пригороды (по одной ветке – в Гатчину, по другой – в Ораниенбаум и Белоостров), выглядит сомнительной. Причем две новые трассы для электричек еще следует построить: они только предложены в плане развития городской транспортной системы.

Напомним, что ранее предлагалось направить электрички на Балтийский или Витебский вокзал. Первый вариант оказался технологически сложным, а второй отклонили из-за того, что Витебский вокзал – федеральный памятник архитектуры.

Вопрос 3 – об обходах для грузовых поездов

Напомним, что концепция развития городской транспортной системы предполагает в ходе строительства вынос грузовых поездов на обходные пути – ради курсирования электричек.

По статусу сейчас ст. Волковская – это внутренняя станция ОЖД, где осуществляется прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками на подъездных путях и местах необщего пользования. Однако через Волковскую достаточно регулярно ходят грузовые поезда в морской порт.

Появление транзитной ветки из Девяткино в Гатчину через Пулково поставит еще и вопрос о том, где отстаивать излишки вагонов. Ведь в случае сгущения грузопотоков в порт на фоне дефицита вторых путей на данном направлении каждая свободная площадка на счету.

Остается добавить, что проект строительства грузовых обходов – также пока в виде концепции. В ОЖД пока не объяснили, как это намечено сделать.

Вопрос 4 – стоимость проекта

Транзитный маршрут через «Волковскую» с заездом в Пулково предполагает две развилки на его концах. По сути, должны возникнуть две линии – Д1 и Д2, у которых будет общий участок Броневая – Полюстрово.

Д1 протянется от Ораниенбаума до Белоострова (109,7 км и 38 остановок). Для ее ввода в эксплуатацию необходимо строительство нового железнодорожного участка.

Д2 свяжет Гатчину и Токсово (82 км и 31 остановка).

На двух нитках планируется поставить 90 пар поездов. Это значит, что, кроме «Ласточек», тут будут курсировать и обычные электрички.

Во сколько же обойдется проект, если учесть все нюансы?

Для начала – немного истории: строительство участка железной дороги, которая должна была связать Пулково с Витебским вокзалом, в конкурсной документации оценивалось минимум в 25 млрд руб. Из этой суммы 10 млрд руб. предполагалось получить из городского бюджета, а остальное – добавить инвестор (из собственных и заемных средств).

До «Волковской» путь длиннее. Значит, денег потребуется больше. Плюс обустройство пересадочного узла. Плюс строительство дополнительных участков транзитной ветки и грузовых обходов. Такой масштаб тянет уже на сотню миллиардов. Откуда, спрашивается, взять столько, если проект – не федерального масштаба?

Кроме того, возникает сомнение в расчетах, на которые опираются железнодорожники: дескать, строительство 1 км метро втрое дороже 1 км городской электрички.

Вопрос 5 – а может быть, все-таки метро лучше?

Тут впору вспомнить, что концессионный проект строительства нового аэропорта в Пулково предусматривал ряд обязательств по обеспечению к нему наземных подходов. Однако речь шла об обустройстве скоростной автодороги с развязками. И это обещание было выполнено.

Рельсовый вариант подъезда планировался в качестве сопутствующего городского проекта, который изначально включал три идеи: новая ветка метро, трасса легкорельсового транспорта и собственно железнодорожный аэроэкспресс.

Метро первоначально было отвергнуто из-за дороговизны строительства. По этой же причине не устроил и легкорельсовый вариант. Однако теперь выясняется, что железнодорожный проект еще затратнее. Может быть, тогда стоит вернуться к истокам – вспомнить о развитии в Санкт-Петербурге сети метро? Ведь когда-то в Санкт-Петербурге обещали построить не только ответвление подземки в Пулково, но и линию-полукольцо, проект которой теперь выглядит, по сути, как конкурент ныне продвигаемой концепции транзитных электричек.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions