+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.04.2018 10:51:28
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тележка раздора: как УВЗ и Алтайвагон не поделили рынок инновационных вагонов

В конце марта АО «Алтайвагон» объявил о расторжении лицензионного договора с АО «НПК «Уралвагонзавод» на использование лицензии по производству тележек модели 18-194-1, использующихся в сборке полувагонов с повышенной нагрузкой на ось (25 тс). Причиной конфликта между производителями послужил пересмотр УВЗ политики по предоставлению лицензии на производство своей разработки, с которой не согласилось АО «Алтайвагон». Таким образом крупный производитель инновационных полувагонов ограничивает круг предприятий, работающих в данном сегменте, считают эксперты.
АО «Алтайвагон» сообщает о ненадлежащем качестве поставляемых комплектующих и срыве поставок для тележек модели 18-194-1. Лицензиат недополучил от УВЗ упругие элементы триангеля, вставки адаптера, втулки, износостойкие накладки и пружины.

В результате отказа от поставки комплектующих остановилось производство полувагонов 12-2142 (с разгрузочными люками) и 12-2143 (с глухим дном) с осевой нагрузкой 25 тс.

УВЗ применяет тележку 18-194-1 в сборке инновационных полувагонов (25 тс) 12-196-01 и 12-196-02.

По версии представителей “Уралвагонзавода” сбой в обеспечении составными частями 18-194-1 привел к расторжению контракта с АО «СУЭК» на поставку 3,5 тыс. полувагонов моделей 12-2142 и 12-2143. Предприятие обязано компенсировать заказчику 700 млн руб. В стоимость включена неустойка за просрочку поставки заказа. “Алтайвагон” не смог поставить 937 полувагонов.

УВЗ и “Алтайвагон”: начало конфликта

В апреле 2017 года УВЗ выступил против “дискриманиционного” предоставления “Алтайвагону” скидки на порожний пробег для инновационных вагонов со стороны ФАСа. Тогда уральское предприятие отмечало, что вагоны с повышенной нагрузкой на ось“Алтайвагона” не прошли все необходимые испытания. В конце месяца гендиректор УВЗ Александр Потапов обратился к заместителю министра транспорта Алану Лушникову с просьбой предотвратить ввод скидок для “Алтайвагона”.

С позицией А. Потапова согласились в Минтрансе, Минпромторге и Минэкономики.

Таким образом ФАС планировала уравнять конкурентные возможности “Алтайвагона” с лидерами рынка, так как до предоставления преференций предприятию приходилось продавать инновационные вагоны до 12% дешевле своих конкурентов. В ФАС также отмечали, что инновационные полувагоны алтайского производителя строятся на тележках УВЗ, которые уже прошли все дополнительные испытания.

Подобной преференцией УВЗ пользуется с 2014 года. Владельцам продукции предприятия предоставляется скидка на порожний пробег до 15%.

Спустя два месяца, в июне минувшего года УВЗ внес изменения в условия договора с “Алтайвагоном” по предоставлению лицензии на производство тележек для вагонов с нагрузкой на ось 25 тс. Уральский производитель, в соответствии с новыми условиями, предложил “Алтайвагону” продавать все выпускаемые тележки модели 18-194-1, а также оборудованные ими вагоны исключительно УВЗ либо АО "УБТ-Уралвагонзавод" (входит в состав УВЗ). При этом уровень роялти увеличился в 10 раз до 42 тыс. руб. за вагон в сравнении с начальным контрактом. Срок действия лицензии сократился с 10 лет до одного года. Владелец патента также оставил за собой право расторгнуть контракт с лицензиатом в одностороннем порядке. Руководство “Алтайвагона” отказалось от новых условий.

В ответ 7 апреля 2017 года ООО НПП "Уником-Сервис" приостановил поставку в адрес предприятия комплектующих для тележек инновационных полувагонов, ссылаясь на запрет УВЗ. Компания объяснила свое решение тем, что некоторые поставляемые детали не прошли необходимые испытания. В результате на Рубцовском филиале “Алтайвагона” приостановилась сборка тележек, в Новоалтайске производство пришлось сокращать. УВЗ потребовал расторжения контракта в судебном порядке. В результате осложнения отношений с УВЗ “Алтайвагон” не смог выпустить около 2 тыс. вагонов.

Лицензионный договор стороны заключили 30 декабря 2013 года на 10 лет. Согласно условиям контракта, поставщиками комплектующих к тележке 18-194-1 могут быть только компании, одобренные УВЗ. Тогда “Алтайвагон” заключил договор поставки с ООО НПП "Уником-Сервис".

Перед новыми условиями договора по предоставлению лицензии оказались и другие производители, сотрудничающие с УВЗ: АО "Рузхиммаш", АО "Рославльский вагоноремонтный завод", ОАО "Завод металлоконструкций", отмечает генеральный директор алтайского производителя Дмитрий Медведев.

“Сейчас мы ведем переговоры с вагоностроительными предприятиями по предоставлению интеллектуальной собственности на производство тележек УВЗ. - комментирует заместитель генерального директора по железнодорожной технике "Уралвагонзавода" Борис Мягков, - условия этих договоров придавать огласке до их заключения некорректно, что в своё время сделал Алтайвагон. До достижения компромиссов они целенаправленно выносили все детали переговоров на всеобщее обозрение”.

По словам Б. Мягкова, условия контракта соответствуют интересам корпорации по защите интеллектуальной собственности и позволяют УВЗ, как ответственному за качество этой продукции, осуществлять контроль во избежание попадания на сеть железных дорог некачественной продукции. По тележке 18-194-1 несколько заводов получили уже лицензию на типовых условиях.

УВЗ также расторг договор с АО "Новозыбковский машиностроительный завод" на предоставление лицензии по производству цистерн для перевозки расплавленной серы, отмечает заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислав Золотарев

Производство подвижного состава 25 тс на «Алтайвагоне» полностью приостановлено. Однако к 2020 году предприятие планирует возобновить выпуск инновационных полувагонов. Конструкторы компании разрабатывают новую вагонную тележку.

“Алтайвагону" стоило бы развивать производство специализированного подвижного состава, расширять присутствие в сегментах в которых нет высокой конкуренции. - рассуждает председатель Экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, - Сейчас производителей, выпускающих инновационные полувагоны уже много и данный сегмент рынка достаточно насыщен”.

Действия УВЗ по предоставлению лицензии на производства с вагонных тележек вынуждает других производителей разрабатывать собственные модели. На данный момент ТВСЗ владеет двумя тележками Barber и Motion Control, “РМ Рейл” также производит тележку собственной разработки, отмечает С. Золотарев.

Стоимость полувагонов ТВСЗ с повышенной нагрузкой на ось составляет 3,3 млн руб. Инновационные полувагоны УВЗ стоят 3,2 млн руб. Аналогичная продукция Завода металлоконструкций (ЗМК) в Энгельсе стоит 3 млн руб.

По итогам минувшего года “Алтайвагон” удвоил уровень производства грузовых вагонов, в сравнении с показателем 2016 года, до 7 тыс. вагонов, сообщил СМИ Д. Медведев. Так Новоалтайский завод произвел 6,7 тыс. вагонов, 300 ед. пришлось на кемеровское предприятие. Выпуск вагонного литья предприятие нарастило в 1,5 раза до 52,7 тыс. т. в Рубцовске. Несмотря на временные трудности с выпуском инновационных вагонов, производство предприятия загружено заказами до конца 2018 года, сообщил С. Золотарев.

Дуополия на вагоностроительном рынке

Ужесточение со стороны УВЗ условий договора с лицензиатами проводится с целью вывести некоторых конкурентов с рынка. Интеллектуальная собственность используется как инструмент конкурентной борьбы в условиях переизбытка мощностей.

Наблюдается не традиционная рыночная конкуренция, а корпоративная конфронтация с использованием административных ресурсов. Несмотря на то, что УВЗ как собственник интеллектуальных прав может распоряжаться ими по своему усмотрению, с позицией П. Иванкина, соглашается и независимый юрист, опрошенный “РЖД-Партнером”.

“Осталось всего два крупных игрока: УВЗ и ОВК. В перспективе есть риск того, что большинство вагоностроителей будет либо вытеснено с рынка, либо поглощено более крупными конкурентами”, - отмечает эксперт.

Производство вагонов с повышенной нагрузкой на ось является крайне перспективным и высокомаржинальным направлением. Однако если инновационные вагоны будут выпускать много производителей, то они скоро перенасытят рынок, добавляет независимый эксперт Константин Жуков. Поэтому крупным предприятиям выгодно ограничивать доступ в сегмент для менее крупных, особенно учитывая прогнозируемый бурный рост профицита, ожидаемый к 2020 году.

В перспективе возможна сегментация предприятий на узкопрофильные, собирающие исключительно специализированные вагоны, а также комплектующие и на универсальные предприятия, выпускающие все виды подвижного состава.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions