+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.04.2018 10:51:28
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тележка раздора: как УВЗ и Алтайвагон не поделили рынок инновационных вагонов

В конце марта АО «Алтайвагон» объявил о расторжении лицензионного договора с АО «НПК «Уралвагонзавод» на использование лицензии по производству тележек модели 18-194-1, использующихся в сборке полувагонов с повышенной нагрузкой на ось (25 тс). Причиной конфликта между производителями послужил пересмотр УВЗ политики по предоставлению лицензии на производство своей разработки, с которой не согласилось АО «Алтайвагон». Таким образом крупный производитель инновационных полувагонов ограничивает круг предприятий, работающих в данном сегменте, считают эксперты.
АО «Алтайвагон» сообщает о ненадлежащем качестве поставляемых комплектующих и срыве поставок для тележек модели 18-194-1. Лицензиат недополучил от УВЗ упругие элементы триангеля, вставки адаптера, втулки, износостойкие накладки и пружины.

В результате отказа от поставки комплектующих остановилось производство полувагонов 12-2142 (с разгрузочными люками) и 12-2143 (с глухим дном) с осевой нагрузкой 25 тс.

УВЗ применяет тележку 18-194-1 в сборке инновационных полувагонов (25 тс) 12-196-01 и 12-196-02.

По версии представителей “Уралвагонзавода” сбой в обеспечении составными частями 18-194-1 привел к расторжению контракта с АО «СУЭК» на поставку 3,5 тыс. полувагонов моделей 12-2142 и 12-2143. Предприятие обязано компенсировать заказчику 700 млн руб. В стоимость включена неустойка за просрочку поставки заказа. “Алтайвагон” не смог поставить 937 полувагонов.

УВЗ и “Алтайвагон”: начало конфликта

В апреле 2017 года УВЗ выступил против “дискриманиционного” предоставления “Алтайвагону” скидки на порожний пробег для инновационных вагонов со стороны ФАСа. Тогда уральское предприятие отмечало, что вагоны с повышенной нагрузкой на ось“Алтайвагона” не прошли все необходимые испытания. В конце месяца гендиректор УВЗ Александр Потапов обратился к заместителю министра транспорта Алану Лушникову с просьбой предотвратить ввод скидок для “Алтайвагона”.

С позицией А. Потапова согласились в Минтрансе, Минпромторге и Минэкономики.

Таким образом ФАС планировала уравнять конкурентные возможности “Алтайвагона” с лидерами рынка, так как до предоставления преференций предприятию приходилось продавать инновационные вагоны до 12% дешевле своих конкурентов. В ФАС также отмечали, что инновационные полувагоны алтайского производителя строятся на тележках УВЗ, которые уже прошли все дополнительные испытания.

Подобной преференцией УВЗ пользуется с 2014 года. Владельцам продукции предприятия предоставляется скидка на порожний пробег до 15%.

Спустя два месяца, в июне минувшего года УВЗ внес изменения в условия договора с “Алтайвагоном” по предоставлению лицензии на производство тележек для вагонов с нагрузкой на ось 25 тс. Уральский производитель, в соответствии с новыми условиями, предложил “Алтайвагону” продавать все выпускаемые тележки модели 18-194-1, а также оборудованные ими вагоны исключительно УВЗ либо АО "УБТ-Уралвагонзавод" (входит в состав УВЗ). При этом уровень роялти увеличился в 10 раз до 42 тыс. руб. за вагон в сравнении с начальным контрактом. Срок действия лицензии сократился с 10 лет до одного года. Владелец патента также оставил за собой право расторгнуть контракт с лицензиатом в одностороннем порядке. Руководство “Алтайвагона” отказалось от новых условий.

В ответ 7 апреля 2017 года ООО НПП "Уником-Сервис" приостановил поставку в адрес предприятия комплектующих для тележек инновационных полувагонов, ссылаясь на запрет УВЗ. Компания объяснила свое решение тем, что некоторые поставляемые детали не прошли необходимые испытания. В результате на Рубцовском филиале “Алтайвагона” приостановилась сборка тележек, в Новоалтайске производство пришлось сокращать. УВЗ потребовал расторжения контракта в судебном порядке. В результате осложнения отношений с УВЗ “Алтайвагон” не смог выпустить около 2 тыс. вагонов.

Лицензионный договор стороны заключили 30 декабря 2013 года на 10 лет. Согласно условиям контракта, поставщиками комплектующих к тележке 18-194-1 могут быть только компании, одобренные УВЗ. Тогда “Алтайвагон” заключил договор поставки с ООО НПП "Уником-Сервис".

Перед новыми условиями договора по предоставлению лицензии оказались и другие производители, сотрудничающие с УВЗ: АО "Рузхиммаш", АО "Рославльский вагоноремонтный завод", ОАО "Завод металлоконструкций", отмечает генеральный директор алтайского производителя Дмитрий Медведев.

“Сейчас мы ведем переговоры с вагоностроительными предприятиями по предоставлению интеллектуальной собственности на производство тележек УВЗ. - комментирует заместитель генерального директора по железнодорожной технике "Уралвагонзавода" Борис Мягков, - условия этих договоров придавать огласке до их заключения некорректно, что в своё время сделал Алтайвагон. До достижения компромиссов они целенаправленно выносили все детали переговоров на всеобщее обозрение”.

По словам Б. Мягкова, условия контракта соответствуют интересам корпорации по защите интеллектуальной собственности и позволяют УВЗ, как ответственному за качество этой продукции, осуществлять контроль во избежание попадания на сеть железных дорог некачественной продукции. По тележке 18-194-1 несколько заводов получили уже лицензию на типовых условиях.

УВЗ также расторг договор с АО "Новозыбковский машиностроительный завод" на предоставление лицензии по производству цистерн для перевозки расплавленной серы, отмечает заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислав Золотарев

Производство подвижного состава 25 тс на «Алтайвагоне» полностью приостановлено. Однако к 2020 году предприятие планирует возобновить выпуск инновационных полувагонов. Конструкторы компании разрабатывают новую вагонную тележку.

“Алтайвагону" стоило бы развивать производство специализированного подвижного состава, расширять присутствие в сегментах в которых нет высокой конкуренции. - рассуждает председатель Экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, - Сейчас производителей, выпускающих инновационные полувагоны уже много и данный сегмент рынка достаточно насыщен”.

Действия УВЗ по предоставлению лицензии на производства с вагонных тележек вынуждает других производителей разрабатывать собственные модели. На данный момент ТВСЗ владеет двумя тележками Barber и Motion Control, “РМ Рейл” также производит тележку собственной разработки, отмечает С. Золотарев.

Стоимость полувагонов ТВСЗ с повышенной нагрузкой на ось составляет 3,3 млн руб. Инновационные полувагоны УВЗ стоят 3,2 млн руб. Аналогичная продукция Завода металлоконструкций (ЗМК) в Энгельсе стоит 3 млн руб.

По итогам минувшего года “Алтайвагон” удвоил уровень производства грузовых вагонов, в сравнении с показателем 2016 года, до 7 тыс. вагонов, сообщил СМИ Д. Медведев. Так Новоалтайский завод произвел 6,7 тыс. вагонов, 300 ед. пришлось на кемеровское предприятие. Выпуск вагонного литья предприятие нарастило в 1,5 раза до 52,7 тыс. т. в Рубцовске. Несмотря на временные трудности с выпуском инновационных вагонов, производство предприятия загружено заказами до конца 2018 года, сообщил С. Золотарев.

Дуополия на вагоностроительном рынке

Ужесточение со стороны УВЗ условий договора с лицензиатами проводится с целью вывести некоторых конкурентов с рынка. Интеллектуальная собственность используется как инструмент конкурентной борьбы в условиях переизбытка мощностей.

Наблюдается не традиционная рыночная конкуренция, а корпоративная конфронтация с использованием административных ресурсов. Несмотря на то, что УВЗ как собственник интеллектуальных прав может распоряжаться ими по своему усмотрению, с позицией П. Иванкина, соглашается и независимый юрист, опрошенный “РЖД-Партнером”.

“Осталось всего два крупных игрока: УВЗ и ОВК. В перспективе есть риск того, что большинство вагоностроителей будет либо вытеснено с рынка, либо поглощено более крупными конкурентами”, - отмечает эксперт.

Производство вагонов с повышенной нагрузкой на ось является крайне перспективным и высокомаржинальным направлением. Однако если инновационные вагоны будут выпускать много производителей, то они скоро перенасытят рынок, добавляет независимый эксперт Константин Жуков. Поэтому крупным предприятиям выгодно ограничивать доступ в сегмент для менее крупных, особенно учитывая прогнозируемый бурный рост профицита, ожидаемый к 2020 году.

В перспективе возможна сегментация предприятий на узкопрофильные, собирающие исключительно специализированные вагоны, а также комплектующие и на универсальные предприятия, выпускающие все виды подвижного состава.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions