+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.03.2020 09:55:21
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Телематические системы на страже груза

Отказ от использования запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), датчиков, меток и иных форм мониторинга состояния груза может в конце концов встать в копеечку. В 2019 году, к примеру, было зарегистрировано 1334 случая хищения грузов только на железной дороге. Однако даже в таких условиях затраты, необходимые для установки электронных фиксаторов, зачастую оказываются неподъемными для грузоотправителей.
Цена вопроса

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша напомнил, что несмотря на общую привлекательность пломбирования с использованием электронных датчиков данные устройства пока не получили широкого распространения (за исключением случаев перевозки специфических групп товаров) ввиду высокой стоимости. Руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков тоже согласился, что применение ЭЗПУ на транзитных контейнерных маршрутах – достаточно дорогое удовольствие. Если стоимость обычной пломбы составляет порядка 200–250 руб., то электронной – от 20 тыс. руб. «Понятно, что их применение оправданно только для перевозки ценного груза и таможенного транзита по странам ЕАЭС. Сейчас с такими пломбами в отдельных случаях работают только единичные компании, широкого применения они не получили», – добавляет С. Пучков.

На практике в автомобильных перевозках чаще всего используются не запорные устройства, а логгеры – устройства фиксации таких параметров, как температура, влажность, местонахождение и т. п., а также электронные датчики фиксации факта вскрытия контейнера. Эти устройства бывают как многоразовые, так и одноразовые и чаще всего применяются при транспортировке либо лекарственных препаратов или продуктов питания, либо дорогостоящих непродовольственных грузов, рассказал Д. Суховерша.

Железнодорожники пока продолжают присматриваться к подобным решениям. По словам сооснователя STS Logistics Владимира Дорохова, на железной дороге такой сервис еще не имеет спроса, поскольку ОАО «РЖД» уже давно предоставляет услугу отслеживания груза, которая входит в обязательный пакет любого современного экспедитора.

Первым шагом по внедрению эффективного мониторинга на железнодорожном транспорте можно считать введение электронных ЗПУ. Всего за 5 лет предприятиями «Ростеха» серийно произведено более 1,5 тыс. ЭЗПУ «Сириус», которыми опломбировано около 33,1 тыс. ед. подвижного состава, в том числе 30,6 тыс. вагонов и контейнеров и 2,5 тыс. автофургонов. Производители ЭЗПУ обещают, что подобные устройства позволят сократить сроки доставки из-за отсутствия необходимости постоянно проверять груз на каждой станции. Кроме того, упоминают и способность систем оперативно оповещать службу охраны о нарушении целостности пломбы, что сократит количество хищений. По данным АО «ИПК «Страж», за 5 лет работы было пресечено более полусотни попыток хищения грузов из автофургонов, железнодорожных вагонов и контейнеров. В результате не было украдено ни одного килограмма охраняемого груза. Но в этом вопросе есть свои нюансы. «Не совсем понятно, как будет работать в таком случае служба быстрого реагирования, если, допустим, поступает сигнал, что с пломбой что-то не так, а груз тем временем не находится на какой-то станции, он в пути в труднодоступной местности», – добавляет С. Пучков.

Инфраструктура тоже преподносит свое но. Замкам с GSM-модулями требуется доступ к сети мобильной связи. «Дело в том, что через нее такие устройства отправляют данные о своем местонахождении, отклонении от маршрута или попытках несанкционированного доступа. Точно по такому же принципу работает и другое телематическое оборудование – навигационные пломбы, метки или трекеры. Если у замка GSM-модуля нет (или на каком-то участке нет связи), то он просто сохранит все данные в память – и их можно будет проанализировать позже», – рассказал руководитель дивизиона Wialon компании Gurtam Александр Кувшинов.

Правовые перипетии

Применение ЭЗПУ, по мнению экспертов, недостаточно активно стимулируется государством с правовой точки зрения. Еще в 2012 году приказом Минтранса России № 2 были определены железнодорожные транспортные средства, подлежащие обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. К ним отнесли цистерны, пассажирские и головные вагоны и т. д. Естественным продолжением стал и мониторинг грузов. Так, например, транзитные грузы с Украины в РФ отслеживают с 2016 года, а в 2019-м эта практика была расширена на все страны.

Однако, кроме постановления правительства и утвержденных им правил международных перевозок, регулирующих транзит санкционных грузов, каких-то определенных требований и стандартов по использованию указанных технологий пока не существует. «Мониторинговые системы позволяют повысить качество использования транспортных средств, ответственность персонала и трудовую дисциплину, способствуют безопасности грузов и водителей в пути, делают прозрачным контроль расхода топлива, но все это пока что делается на основе доброй воли пользователей, которая продиктована либо простыми расчетами экономической выгоды, либо желанием заказчика», – считает В. Дорохов.

До тех пор, пока обязывающего документа нет (помимо ограничений для транзита санкционных грузов), компании сами выбирают, стоит ли им прибегать к установке ЭЗПУ. По словам В. Дорохова, обязательное использование ЭЗПУ не несет добавленной стоимости для бизнеса, хотя и требует оплаты электронной пломбы. Дополнительным препятствием станет ограничение пунктов оформления въезда и выезда с территории Российской Федерации и введение предварительного информирования не позднее 2 часов до въезда на пункт пропуска. «К сожалению, нужно отметить, что в указанном выше постановлении использование электронных пломб для транзитных грузов предусмотрено только на некоторых автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска. Что касается морских портов, то здесь цифровизация контроля транзита санкционных грузов не предусмотрена», – комментирует В. Дорохов.

Кроме этого, в связи с небольшой практикой применения обозначенных устройств остается нерешенным вопрос о взаимной ответственности различных служб. «По сути, такая пломба состоит из обычного ЗПУ «Спрут-777» и коробочки с датчиком. Бывают случаи, когда ЗПУ в момент погрузки просто при ударе контейнера о контейнер может быть сорвано. И как быть в этой ситуации с электронной компонентой? Кто будет нести ответственность за возмещение стоимости данного ЗПУ? Как будет проходить таможенное оформление, если поступит сигнал, что ЗПУ было сорвано?» – отметил нерешенные вопросы С. Пучков.

Несмотря на все препятствия, опрошенные эксперты сошлись во мнении, что введение системы качественного мониторинга на транспорте – это важнейший шаг в будущее для транспортной отрасли и ждать наступления эры дистанционного контроля осталось не так долго. Руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев настаивает, что системы широкого назначения (какой является и ЭЗПУ) будут особенно популярны, поскольку позволяют решить спорные вопросы между всеми участниками процесса доставки.

Подробнее читайте в выпуске № 7 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions