+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.03.2023 16:30:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тарифы и ставки: оценки почти сравнялись

По итогам исследования «Индекс качества» стоимость услуг ОАО «РЖД» в IV квартале 2022 года респонденты оценили на 44 балла по 100-балльной шкале (плюс 6 пунктов по сравнению с предыдущим периодом), а ставки операторов – в 47 баллов, и здесь показатель остался без изменений.

Часть отправителей в течение 2022-го уже приспособились к текущему уровню тарифа РЖД. «Пока не перекраивают те принципы, которые уже устоялись, и все вроде бы предсказуемо, то и оценка – 100», – говорит респондент. «Ставлю 60 баллов: с одной стороны, устраивает, но с другой – тариф для нас тяжелая ноша» – таков достаточно типичный комментарий.

Впрочем, многие грузоотправители полностью осознавали, что в нынешней ситуации с учетом проведения СВО железнодорожный тариф будет поднят. Рост был более чем ожидаем. Часть отправителей отметили, что размер повышения их, в принципе, устраивает. «У РЖД должны быть средства для того, чтобы перевозить грузы. Выполнена своего рода балансировка. Но в IV квартале на нас это все-таки отразилось не очень хорошо», – сообщил нейтрально настроенный респондент.

Однако кто-то оценил рассматриваемый критерий в 0 баллов, объясняя это тем, что Восточный полигон не двигается, а цены «драконовские». В частности, жаловались владельцы груза третьего тарифного класса. Им было дорого и с самого начала 2022 года, но ситуацию усугубила июньская прибавка. Часть из отправителей ожидали, что станут возить меньше. Но все в итоге легло на покупателя через железнодорожную составляющую. И только под таким углом зрения можно было смириться с уровнем тарифа.

Что касается стоимости услуг компаний-операторов, то в IV квартале 2022 года достаточно разнонаправленная динамика. Кто-то отметил, что ставки в целом снизились, хоть и меньше ожиданий. Кроме того, заметны сильные колебания на маршрутах. И помесячно был разброс. Например, в октябре – ниже, в ноябре – чуть выше, а в декабре – стабилизация и продление контрактов на прежнем уровне. Так, например, относительно универсального парка ставки на полувагоны под щебень в октябре оставались на уровне предыдущего квартала, а затем плавно снижались до конца IV квартала – примерно в размере 5–10% за каждый месяц начиная с ноября. Итого получилось общее снижение в диапазоне 15–20% за весь рассматриваемый период. Другой респондент заметил, что в IV квартале ставка уменьшилась примерно на 30%.

Впрочем, росли ставки на крытые вагоны (не меньше 5% каждый месяц). При этом, как рассказал один из отправителей, уже в начале января 2023-го рост тоже составил 5%, хотя обычно из года в год I квартал года всегда оставался «спящим». «Операторов можно понять, – говорит отправитель. – С другой стороны, они поступают, как говорится, не по-спортивному. Если перевозчик работает плохо, то у операторов вагоны едут медленно, им нужно повышать свою суточную доходность, и они начинают поднимать ставку. Мы фиксировали рост примерно на 15% на все направления по всему парку». Другой респондент также подтвердил, что ставка выросла по всем видам подвижного состава: по крытым вагонам, полувагонам, зерновозам. (В качестве ключевой причины называется инфляция, которая подстегнула все процессы и повлияла не только на увеличение ставок и тарифов, но и на рост цен на ремонт, запчасти, да и в целом на многие товары и услуги.) Правда, речь, как правило, идет все-таки о наиболее востребованных направлениях. «Разброс ставок в большом коридоре в зависимости от того, куда надо доставить груз. Если, например, в Казахстан, то ставка предоставления полувагона сравнялась с тарифом перевозчика», – уточнил респондент.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.

Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

Свяжитесь с нами:
тел.: +7 (812) 418-34-99;
e-mail: rasp@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions