К 2025 году АО "ФПК" собирается приобрести около 5 тыс. новых вагонов, а также 1 тыс. двухэтажных вагонов на сумму более 230 млрд руб. Данный вид подвижного состава ОАО "РЖД" закупает у Тверского вагоностроительного завода (входит в группу "Трансмашхолдинг"). Новые вагоны будут оборудованы биотуалетами, кондиционерами, индивидуальными розетками, USB-портами для подзарядки гаджетов, а также оборудованием для беспроводного интернета. Капитальному ремонту подлежат 2,5 тыс. вагонов, следует из годового отчета АО “ФПК”.
В 2017 году перевозчик пополнил свой парк 425 вагонами, что почти на 40% больше результата 2016-го. В минувшем году перевозчик приобрел 329 плацкартных, 46 купейных вагонов и вагонов СВ (спальный вагон повышенной комфортности), а также 41 двухэтажный вагон.
На конец 2017 года ФПК насчитывал в своем парке 19,3 тыс. вагонов. Из них почти 47% имеют возраст свыше 20 лет.
Средний возраст СВ в парке ФПК составляет более 19 лет, что соответствует среднему возрасту всего вагонного актива ФПК. Средний износ СВ равен 65%. Средний возраст купейных вагонов также соответствует 19 годам с износом 67,6%. Плацкартные вагоны оказались сравнительно новее – 18,3% при среднем износе 59%.
Временный тариф "эконом-бюджет" будет включать сегмент плацкартных вагонов, купе и СВ (двухместное купе) без кондиционеров и биотуалетов с истекающим сроком службы и просуществует до 2025 года. До декабря 2020 года парк АО "ФПК" планирует сократить 5 тыс. таких вагонов. На данный момент около 40% вагонов парка АО "ФПК" не оборудованы кондиционерами и в 60% вагонов не установлены экологически чистые туалеты.
Маневр "эконом-бюджет" – сработает ли?
Эксплуатация подвижного состава с истекающим сроком службы по временному сниженному тарифу (эконом-бюджет) значительно выгоднее для перевозчика единовременной модернизации всего вагонного парка, так же как и массового его обновления, притом что дополнительных эксплуатационных издержек выбывающий подвижной состав не потребует, полагает К. Янков.
По мнению аналитика, тариф ФПК "эконом-бюджет" будет востребован как в дальнем, так и в пригородном сообщении.
В свою очередь, старший научный сотрудник центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин допускает, что новый тариф не выдержит конкуренции с традиционным лоукост-перевозчиком в пригородном сообщении – электричкой.
«Не думаю, что перераспределение выходящих из эксплуатации вагонов с минимумом удобств на маршрутах дальнего следования вызовет большой ажиотаж у пассажиров. Не вижу сегмента спроса для такого парка. На мой взгляд, ФПК будет невыгодно эксплуатировать такие вагоны из-за их низких потребительских качеств. Пассажиры для местного сообщения скорее выберут электропоезд, а для поездки на расстояние более 200 км они смогут выбрать обновленный сегмент плацкартных поездов», – уточнил П. Зюзин.
Представитель ВШЭ полагает что старые пассажирские вагоны могут быть востребованы на отдаленных участках железнодорожной сети, в составе грузопассажирских поездов и на направлениях, где раньше не было пассажирского сообщения.
Также у экспертов вызывает сомнения готовность регулятора вводить изменения в нормативно-правовую базу для временного тарифа.
"Предлагаемая новая категоризация билетов будет более понятна пассажирам. Но в то же время в существующей нормативно-правовой базе отсутствуют условия, позволяющие устанавливать разные цены для плацкартных и общих вагонов в зависимости от их возраста, наличия тех или иных удобств (кондиционеры, биотуалеты и т. д.). Для оценки перспектив планов ФПК требуется понимание, готов ли регулятор внедрять такие изменения, тем более что, как указано, они будут носить временный характер", – сообщил замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов.
АО "ФПК" не удалось предоставить комментарий вовремя.
До 114 млн пассажиров к 2025 году
В 2017 году пассажирооборот в поездах формирования АО "ФПК" сократился на 2,7%, до 82,8 млрд пасс.-км в сравнении с результатом 2016-го. К 2025-му компания планирует нарастить пассажирооборот до 104 млрд пасс.-км.
В минувшем году было перевезено 95 млн человек, что на 1,3% больше объема 2016-го. К 2025-му АО "ФПК" ожидает роста пассажиропотока до 114 млн человек.
Количество перевезенных транспортных средств в 2017 году превысило показатель 2016-го на 10,5%. Всего компанией с 2012 года перевезено 16 тыс. автомобилей.
Финансовые показатели в плюсе
Доходы компании по итогам 2017 года выросли к 2016-му на 7%, с 201,2 до 216,2 млрд руб. По подсчетам перевозчика, плановая выручка в 2020 году должна составить 242 млрд руб.
В минувшем году прибыль АО "ФПК" увеличилась на 49% и составил 7,9 млрд руб. К 2020 году прибыль составит 8,3 млрд руб., прогнозируют в компании.
EBITDA АО "ФПК" в 2017 году также продемонстрировала позитивный тренд, превысив уровень 2016-го на 10%, до 27 млрд руб. По состоянию на 31 декабря 2017 года кредитный портфель компании составил 22,8 млрд руб.