Министр транспорта РФ Максим Соколов, в ходе открытия заседания, подчеркнул, что за 25 лет железным дорогам удавалось успешно решать вопросы, связанные с организацией пассажирских и грузовых перевозок, разработке соответствующей нормативно-правой базы, позволяющей оптимизировать процесс перевозки между нашими странами. А также создать прочную основу для проведения дальнейших работ по развитию и совершенствованию единого технологического и информационного пространства. «Сегодня именно железнодорожный транспорт является тем объединяющим элементом, который, несмотря на государственные границы, способствует решению практических задач и помогает государствам-участникам Содружества эффективно двигаться вперед», - заявил он.
Член комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Владимир Афонский добавил, что в настоящее время в транспортной сфере функционируют самые различные межгосударственные структуры, международные организации и в их ряду лидирующая роль безоговорочно принадлежит Совету.
«Депутаты полагают, что Совет сегодня наиболее эффективная структура СНГ, которая способствует беспрепятственной перевозке грузов и пассажиров на пространстве 1520. Главной задачей, в условиях постоянного совершенствования работы железных дорог стран Содружества, является формирование современного рынка транспортных услуг. Реализация этой задачи усилит позиции железнодорожного транспорта и будет способствовать дальнейшему росту объемов перевозок в международном сообщении», - пояснил он.
В частности, ОАО «РЖД» совместно с сопредельными железнодорожными администрациями работают сегодня над существенным облегчением пересечения государственной границы. Постоянно идет поиск технологий, которые сократят время нахождения поездов в пути следования, а также время их простоя на границе. «Депутатский корпус не остается в стороне. Недавно в Госдуму РФ был внесен законопроект «О перевозках транзитных грузов через территорию РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который получил положительное заключение правительства. Понимая важность развития железнодорожной отрасли, депутаты всегда готовы к совместной работе», - заключил В. Афонский.
Атаки будут отражены
В связи с недавними событиями, особый упор делается на развитие технологий в сфере информационной безопасности. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек напомнил, что результатом крупнейшей вирусной атаки стало выведение из строя электронных систем нескольких сотен тысяч пользователей по всему миру. В России нападению подверглись десятки тысяч компьютеров.
"Российским железным дорогам также не удалось избежать этой глобальной кибератаки, но благодаря профессионализму IT-специалистов и оперативным административно-управленческим решениям серьезных сбоев в технологическом процессе не было. Слаженная работа сотрудников движенческого и информационного блоков холдинга "РЖД" позволила предотвратить возможную остановку в движении поездов и работе информационной инфраструктуры компании", – прокомментировал он.
Общее информационное пространство охватывает все национальные вычислительные центры железных дорог Содружества. Для координации их деятельности функционирует информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА). Обмен данными позволяет собирать оперативную и статистическую отчетность, а также обеспечивать работу автоматизированного банка данных вагонов и контейнеров, системы управления пассажирскими перевозками и электронного резервирования мест "Экспресс-3". На основе данных ИВЦ ЖА также осуществляются взаиморасчеты между железными дорогами за предоставленные услуги.
По словам А. Краснощека, железнодорожные администрации стран Содружества работают в непосредственном контакте. В связи с этим, комиссии по информатизации Совета должна быть поручена проработка взаимодействия железных дорог в условиях возможных массированных кибератак.
Меньше нарушений
Помимо этого, в рамках мероприятия были озвучены результаты работы по итогам прошлого кода и I квартала текущего. По словам председателя дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Петра Кучеренко, в 2016 году общее количество нарушений на сети ж/д государств-участников Содружества сократилось на 33,7% в сравнении с 2015 годом. «Обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, в сочетании с высоким уровнем сервиса, было и остается одним из приоритетных направлений работы для всех железнодорожных администраций», - добавил он.
По итогам года погрузка снизилась к 2015 году на 3,2 млн тонн, что составило 0,1%. Только семь железнодорожных администраций превысили показатели предыдущего года. При этом I квартал текущего года демонстрирует положительную динамику - погрузка превысила аналогичный показатель 2016 года на 5,8% или на 21,4 млн тонн.
С пассажирскими перевозками ситуация несколько сложнее. В 2016 году количество пассажиров, перевезенных в международном сообщении составило 19,2 млн, а это снижение на 6,3% к уровню 2015 года. В I квартале 2017 года негативная тенденция сохранилась. Было перевезено 3,7 млн пассажиров, а это минус 2,2% к аналогичному периоду прошлого года. П. Кучеренко также отметил, что наибольшее снижение было зафиксировано на железнодорожных администрациях Киргизской республики и Украины.
В сложившейся ситуации, по мнению А. Краснощека, необходимо проанализировать критерии развития международных перевозок пассажиров и грузов и закрепить задачи взаимодействия железных дорог на перспективу.