+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.07.2021 12:41:55
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Статус оператора хотят поправить поправками в закон

Законопроект, который вносит поправки, связанные с деятельностью железнодорожных операторов, стал поводом для дискуссий. Их отправной точкой стало июльское заседание Госсовета РФ.
Однако на обсуждение в текущем году, по сути, вынесен документ, который содержит ряд принципиальных изменений, которые существенно отличаются от тех предложений, которые были внесены на рассмотрение регуляторов СОЖТ еще в 2019 году.

Причем, как заметили участники рынка, часть формулировок в нем совпадала с теми посылами, которые недавно были озвучены со стороны ОАО «РЖД» по поводу того, как следовало бы усовершенствовать регулирование операторской отрасли.

Конечно же, инициаторы проекта исходили из благих побуждений. В мае 2021 года председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил изменения в ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав железнодорожного транспорта РФ в части правового статуса операторов железнодорожного подвижного состава».

Как он пояснил, целью было привести действующие нормы к существующим условиям на рынке, когда услугу перевозки грузов оказывает железнодорожный перевозчик при участии оператора. Предполагалось поставить последнего на один уровень с перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Соответственно все это предполагалось прописать в договорах последнего с операторами.

Хотели как лучше…

Ранее А. Кутепов предлагал обозначить оператора как субъекта соглашения, в пользу которого владельцами инфраструктур или перевозчиками выполняются работы и услуги, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также как субъекта, которым выполняются работы по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков, цены на которые указаны в тарифном руководстве.

Таким образом, цель поправок – приведение нормативной базы в соответствие с теми значительными изменениями, которые произошли на рынке. Как пояснил А. Кутепов, с появлением операторов изменилась технология перевозочного процесса. Подача вагонов под погрузку, которая до реформы железнодорожного транспорта была лишь элементом договора перевозки, выделилась в самостоятельную стадию. Поэтому и потребовалось уточнить статус оператора, указывалось в мае при направлении законопроекта в правительство РФ для получения отзыва.

При этом мало кто обратил внимание, что до этого цель формулировалась несколько иначе: в последние годы в законодательство был внесен ряд поправок, которые рамочно обозначили основные функции операторов и тем самым закрыли белые пятна в российском правовом поле. Эти изменения предполагалось в итоге обобщить. Однако новый законопроект, как видим, обозначил несколько иные задачи.

Что же получилось в итоге?

Итак, была предпринята попытка закрепить обязанности сторон с учетом необходимости обеспечения непрерывности процесса грузоперевозок. Однако при этом была весьма специфически проведена черта между монопольным и рыночным сегментами рынка.

Это было сделано таким образом, что в законопроект об операторах частично перекочевали нормы, применяемые к субъектам монополий. Между тем услуга предоставления вагона изначально определена в законе была как рыночная. Понятно же, что ее нельзя регулировать по тем же алгоритмам, которые действуют в отношении железнодорожного перевозчика.

В результате в документе появились добавки, суть которых можно сформулировать так: железнодорожный перевозчик в ходе реформы остался без вагонов и не может эффективно управлять движением парка на сети, а значит, ему следует предоставить инструменты для наставления собственников вагонов на правильное поведение на рынке. Для этого в ОАО «РЖД» предложили свой набор мер.

Причем они должны носить не рамочный, а прямой регуляторный характер, что позволит перевозчику сгенерировать в договорах на перевозку систему обязательных штрафов. А если учесть сложившуюся на практике ситуацию на сети, то их взыскивание будет иметь явный уклон в пользу перевозчика. Иными словами, тот легко за ряд претензий к нему от клиентов сможет переключить стрелки на операторов, что может привести к вытеснению с рынка значительной небольших компаний.

ФАС вступилась за конкуренцию

Не случайно ФАС России рекомендовала доработать законопроект, который предполагает внесение изменений в ст. 10 Устава железнодорожного транспорта. Протокол разногласий, направленный в Минтранс России, фактически касается двух пунктов – во-первых, вопроса ответственности перевозчика и грузоотправителя (в части принципов, по которым следует выставлять штрафы операторам и взыскивать платежи), во-вторых, до конца не проработан механизм судебного порядка урегулирования споров между участниками процесса перевозок, заявил заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов.

Кроме того, нельзя обойти вопросы, которые относятся к сфере саморегулирования операторского сообщества. И оно должно высказать свою точку зрения.

Сверим стрелки

Позиции сторон, как видим, четко обозначились. ОАО «РЖД» настаивает на том, чтобы теснее увязать деятельность операторов со своими технологическими процессами. И попутно – прописать случаи, в которых ответственность за сбои перекладывается с перевозчика как основного организатора услуги доставки груза по сети на оператора.

Операторы обращают внимание на то, что всего лишь предоставляют вагоны, предлагают схемы их перемещений и порядок выполнения операций. Однако погрузка и выгрузка осуществляются на путях необщего пользования, а вагонопотоки в дальнейшем перемещаются по инфраструктуре общего пользования и тягой, предоставляемой ОАО «РЖД». Поэтому все определяет перевозчик и владелец инфраструктуры.

Клиенты, в свою очередь, полагают, как свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, что операторы все-таки должны нести ответственность за ряд обстоятельств. Например, за подачу вагона под погрузку в исправном состоянии и своевременность информирования о выполнении операций с подвижным составом. Клиент должен понимать, если вагон заявлен, но не подан, как распределен свободный парк оператора на сети, когда вагоны могут быть поданы к месту назначения и по каким причинам происходят задержки в движении подвижного состава на сети.

Однако проблема заключается в том, что операторы не в полной мере получают информацию о своих вагонах из специализированных АСУ ОАО «РЖД». А перевозчик и владелец инфраструктуры может изменить схему доставки вагонов по своему усмотрению. Причем действие инструментов логконтроля на сети не всегда является прозрачным. В последнее время, например, о конвенциях клиентов иногда просто не оповещают телеграммами, а вместо этого просто появляется запрет в АС ЭТРАН. И что самое пикантное – оператор может узнать об этом в последнюю очередь, так как у него нет возможности видеть всю информацию, которая доступна клиенту в АС ЭТРАН.

Все это указывает на то, что многие аспекты деятельности операторов сложно прописать в виде законодательных актов прямого действия. Эти вопросы относятся к компетенции коммерческой работы, которые регулируются рыночной средой. А регуляторы при необходимости могут обозначить те рамки, в границах которых должны действовать игроки. При таком подходе, считают представители операторского сообщества, можно выйти на сбалансированные решения.

И еще весьма показательный нюанс: законодатели предприняли попытку внести кардинальные правки в порядок предоставления вагонов на РЖД, но при этом почему-то предварительно не спросили мнения ни представителей СОЖТ, ни А ОЖдПС. При этом формулировки весьма принципиальных поправок совпадают с предложениями, озвученными на данную тему представителями ОАО «РЖД».

Остается добавить: в ФАС признают, что рынок операторов сегодня высококонкурентный. «Отмечу, что широкое присутствие частного капитала, в частности, в авиакомпаниях, например в «Аэрофлоте» – 43% в капитале, положительно влияет на коммерческую эффективность работы таких компаний», – резюмировал П. Иванов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions