+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2022 15:21:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

СШХ: проект, который пересчитывают и пересматривают уже десятый год

Для Северного широтного хода разработают подробный график строительства, об этом сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Заявлено, что проработают не только график строительства и обсчитают новую стоимость проекта, но также варианты интеграции с Северным морским путем. Впервые о СШХ заговорили в 2003 году, в 2022-м о нем говорят как никогда часто: в марте вице-премьер РФ Марат Хуснуллин предложил проект отложить, а в апреле президент страны Владимир Путин заявил о начале строительства СШХ уже в 2022 году.
СШХ: зачем

Проект СШХ должен решать сразу несколько задач, объясняет Денис Ивановский, обозреватель-международник и член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета. задача первая: будущая северная железная дорога должна заместить существующий южный маршрут, идущий дугой от западносибирских районов Арктики по Свердловской железной дороге до портов Северо-Запада. «А это – сокращение расстояний перевозки грузов на 20%», – говорит Д. Ивановский.

Кроме того, СШХ не только высвобождает пропускную способность Свердловской железной дороги, напрямую соединившись с СЖД для выхода в порты, он также позволит увеличить грузопоток на 4 т, что от текущего общего грузопотока покажет рост до 15%. Кроме того, новый маршрут позволит объединить Новый Уренгой, Салехард и другие точки в ЯНАО. СШХ может стать логистическим хабом в Арктике, он сформирует единую трансполярную магистраль, утверждает Д. Ивановский.

«Планируемое развитие железной дороги до Дудинки объединит нефтегазовые комплексы Восточной Сибири «Восток Ойл», а это четыре крупных кластера по добыче нефти и газа. Объединение станций Бованенково и Сабетта (а это всего 170 км) позволит выйти железнодорожной магистрали к Северному морскому пути, а также ускорит период обустройства и эксплуатации порта Сабетта и упростит логистику газоконденсантных месторождений на Ямале», – добавляет эксперт.

СШХ: почем

Несмотря на небольшую протяженность новой железной дороги – более 700 км – общий объем затрат на ее строительство превышает 292 млрд руб. Известно, что на ближайшие 3 года инвестпрограмма уже готова, ее объем – до 50 млрд руб., из которых 13,5 млрд руб. поступят из Фонда национального благосостояния, а 24 млрд руб. – из средств ЯНАО. Есть надежда, что в проект войдут и частные инвесторы. Стоимость строительства столь высока, потому что работы планируют вести в условиях Заполярья, объясняет РЖД-Партнеру генеральный директор ООО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

«Здесь сложные температурные условия: замерзшая почва и глубоководные реки в несколько раз усложняют решение задачи в кратчайшие сроки. Помимо этого, актуальными остаются вопросы дефицита рабочей силы, большая часть которой уже задействована на расширении пропускной способности БАМа и Транссиба», – говорит О. Шевцов.

Финансовую модель проекта СШХ пересмотрят, добавляет эксперт. Есть предложение провести модернизацию участка Обская – Салехард – Надым – Хорей не за счет концессионеров, а за счет регионального бюджета ЯНАО, Российских железных дорог, «Газпрома» и других компаний, заинтересованных в наращивании объемов экспорта по восточным направлениям и освоении Арктики.

СШХ: почему сегодня

Строительство Северного широтного хода в этом году могло вообще остановиться, соответствующее заявление было сделано на заседании правительства. Заявлено было и о росте стоимости кредитования, и о росте инфляции, да и в целом много говорили о нехватке средств из-за удорожания других строек.

«В общем, все логично для приостановки этого проекта. Однако в апреле ситуация изменилась с точностью до наоборот», – отмечает независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н. Мария Никитина.

Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики заявил о начале строительства СШХ уже в 2022 году. При этом стоимость строительства двух действующих дорог – ветки Салехард – Надым – Пангоды и моста через Обь – оценивается в 290 млрд руб., что значительно выше предыдущих оценок, продолжает М. Никитина.

«Единственное, чем может быть объяснен такой полярный разворот, это принципиальное изменение перспектив поставок газа в Европу. Ситуация осложняется отсутствием логистической инфраструктуры для переключения газового потока на Дальний Восток», – резюмирует М. Никитина.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions