+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2022 10:00:55
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Снижение погрузки не дает предпосылки к увеличению производства вагонов

Об этом говорилось в ходе дискуссии «Производство и ремонт подвижного состава: как выжить, когда на внутренние проблемы накладываются внешние ограничения», организованной редакцией РЖД-Партнера в рамках XX Международного форума «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
Рынок не ушел на самое дно

В январе – октябре в РФ зарегистрировано 40,7 тыс. новых вагонов. К соответствующему периоду 2021 года объем вагоностроения сократился более чем на 20%. Тем не менее темпы снижения производства подвижного состава в последние месяцы замедлились.

Как отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, несмотря на кризисные проявления, увеличили выпуск парка компании «РМ Рейл» и «Алтайвагон» – на 26,2 и 2,9%. Несколько сократила разрыв к прошлому году ОВК. Падение производства у этой компании в отдельный период доходило до 60–70% (как известно, временно приостанавливал деятельность Тихвинский вагоностроительный завод), по итогам 10 месяцев оно сократилось до 51,8%.

Рынок вагоностроения растет с июля и уверенно движется к годовому объему в пределах 50 тыс. вагонов, уточнил начальник управления маркетинга и стратегического планирования «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев.

Таким образом, спад к предыдущему году может составить 21,9%. Ранее в ИПЕМ прогнозировали выпуск вагонов по итогам 2022-го на уровне 45–50 тыс. ед., или на 20–30% меньше результата 2021-го.

Хопперы пошли в рост

В суммарном выпуске продукции структура выводимого на сеть парка в порядке убывания выглядит следующим образом: полувагоны (по итогам 10 месяцев занимают 43% производства), платформы (30%), хопперы (14%), цистерны (9%), думпкары (2%), крытые вагоны (1,3%). Существенных структурных изменений в сравнении с данными последних лет здесь не произошло, за исключением того, что хопперы и цистерны в этом году поменялись позициями. Первые с учетом вагонов бункерного типа, по данным А. Слободяника, выросли на 7,7 п. п., вторые – лишь на 0,2 п. п.

Как уточнил представитель ИПЕМ, именно строительство хопперов в этом году оказалось единственный сегментом, где виден значительный рост – порядка 70%. Этот подвижной состав стали активно закупать производители/перевозчики удобрений. Кроме того, подросли поставки новых зерновозов в связи с начавшимся массовым списанием старого парка – в ближайшем будущем будет списано примерно 4 тыс. вагонов.

Добавим, что сейчас наблюдается рост железнодорожных отправок зерна. В ноябре его погружено 2,6 млн т, на 18,2% больше, чем годом ранее (погрузка зерновых с начала года находится в отрицательной зоне: за 11 месяцев она упала на 6%). Для перевозки такого объема понадобилось ориентировочно 38 тыс. вагонов.

Полувагоны остаются самым массовым подвижным составом, между тем за 10 месяцев их выпуск сократился примерно на 7%. Как известно, производители столкнулись с проблемами в постройке инновационного парка из-за нехватки подшипников кассетного типа. Как следствие, стало больше выпускаться типового парка, что отчасти компенсировало, возможно, более глубокий спад.

Так, если в январе 2022 года на серийные приходилось 30% выпущенных полувагонов и 70% на подвижной состав с осевой нагрузкой 25 тс, то в октябре это соотношение – 82 и 18%.

В ожидании погрузки

Проблемы с замещением кассетных подшипников сегодня решаются, тем не менее роста объема вагоностроения в 2023 году к провальному 2022-му пока не ожидается. По словам С. Золотарева, в следующем году прогнозируется выпуск на уровне 48–49 тыс. вагонов.

Главным фактором остается негативный тренд общей погрузки. Как известно, за 11 месяцев она снизилась на 3,6%, до 1,1 млрд т, причем в прошлом месяце – на 4,1%, до 103,5 млн т. Статистику уводит вниз прежде всего экспорт, который в январе – ноябре снизился к прошлогоднему уровню на 7,8% (внутренние перевозки, который выросли на 3,7%, пока не могут переломить общую отрицательную тенденцию).

За исключением строительных грузов, наиболее массовые номенклатуры остаются в минусе, и перспективы по многим из них неясны. Хотя определенный результат должны дать работы по модернизации Восточного полигона, за счет которых грузопоток в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока в 2023 году может возрасти до 166 млн т.

Согласно прогнозам ИПЕМ, в 2023-м спад погрузки варьируется от 3 до 4,8% по отношению к уходящему году. Это приведет к сокращению выпуска грузовых вагонов в диапазоне от 5,9 до 15,7%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions