• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.06 0 EUR ЦБ РФ 82.62 0
    BTC 62690.31 usd BTC 4459161.75 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2021 12:57:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Смена вида тяги, долгосрочное сервисное обслуживание и цифровизация – ИПЕМ представил прогноз развития железнодорожного рынка России

Институт проблем естественных монополий подготовил обзор «Мировой рынок железнодорожного машиностроения 2019/2020». В тексте исследования дан прогноз развития российского рынка железнодорожного машиностроения до 2030 года.
Смена вида тяги, долгосрочное сервисное обслуживание и цифровизация – ИПЕМ представил прогноз развития железнодорожного рынка России
Авторы обзора отмечают, что российский рынок железнодорожного машиностроения достаточно динамично реагирует на общемировые тенденции, которые адаптируются под местные условия. «Современная продукция отечественных производителей в целом уже сопоставима с мировыми аналогами. На развитие железнодорожного машиностроения оказывают влияние цифровизация общества и экономики, глобализация производственного процесса, новые особенности экологического и климатического регулирования», – говорится в исследовании.

Новая тяга

Важно отметить, что железные дороги вплотную подошли к очередной смене вида тяги, в частности, к применению нового энергоносителя. Рассматриваются два основных вида топлива – газомоторное и водород. В различных регионах мира применяется и тестируется подвижной состав на водороде и газе, в данном направлении наибольших успехов достигли европейские производители.

В России, согласно стратегии обрабатывающей промышленности, должно быть выпущено почти 1750 локомотивов на газе до 2035 года. Новые технологии аккумуляторных батарей потенциально позволят создать электропоезда, не нуждающиеся в контактной сети и работающие на аккумуляторах и рекуперированной электроэнергии. Современный городской электрический транспорт может обеспечивать определенный запас хода при отключении внешнего питания, такие трамваи уже поставляются в Москву.

Применение аккумуляторов на магистральных электровозах, по мнению аналитиков ИПЕМ, может изменить концепцию маневровой работы на станциях и потенциально снизить потребность в маневровых локомотивах на слабозагруженных линиях. На горизонте 10–20 лет подобные локомотивы будут поставляться на отечественные железные дороги. «Пока новые энергоносители и аккумуляторы не способны заменить традиционные виды тяги, поэтому для тестирования новых технологий создается значительное количество моделей на гибридной тяге», – объясняют эксперты.

При этом российские запасы газа и развитая газовая промышленность фактически обосновывают необходимость применения подвижного состава на газомоторном топливе. Производители уже разработали несколько моделей маневровых локомотивов на газе, а в 2018 году ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ТМХ и СТМ подписали программу по переводу локомотивов на неэлектрифицированных участках Свердловской дороги на природный газ. В настоящее время прорабатывается вопрос газификации БАМа.

Сервис длиннее, компании крупнее

Комплексное сервисное обслуживание локомотивов применяется на российских железных дорогах более 5 лет. Как отмечают аналитики ИПЕМ, подобные контракты являются нормой для мирового рынка, большая доля поставок нового подвижного состава осуществляется в комплекте с сервисным пакетом. Следует отметить, что городские агломерации все чаще заказывают подвижной состав с долгосрочным сервисным обслуживанием. «Можно ожидать сохранения этого тренда и к 2030 году – большинство контрактов на локомотивы и моторвагонный подвижной состава будут включать в себя обязательное обслуживание», – ожидают исследователи.

Отмечается также, что крупнейшие мировые производители вынуждены объединяться для повышения своих конкурентных позиций. Так, в 2019 году Wabtec приобрел железнодорожное подразделение GE, а в 2020 году Alstom купил Bombardier Transportation. В ИПЕМ ожидают, что глобализация производственных активов усилит давление иностранных производителей по входу на российский рынок. «Уникальные технические и технологические условия железнодорожной инфраструктуры России обеспечивают дополнительные естественные барьеры входа на наш рынок, но они будут преодолены при реализации первых контрактов. Отечественным предприятиям для сохранения своих позиций необходимо не только производить современный качественный продукт, но и постоянно развивать производственную линейку и создавать уникальные продукты. Высока вероятность объединения некоторых российских предприятий для повышения конкурентоспособности», – отмечают в ИПЕМ.

Стоит подчеркнуть, что такие сложные высокотехнологичные отрасли, как транспортное машиностроение, всегда работают с высоким уровнем интеграции производства даже между основными конкурентами. Российские компании не являются исключением, и аналитики ожидают, что сотрудничество в данной отрасли будет постоянно усиливаться.

Гегемония платформ и цифры

Модульные платформы для различных видов подвижного состава постепенно превращаются из дополнительной опции в насущную необходимость. Подобные платформы уже применяются в России, но в долгосрочной перспективе они получат более широкое распространение, ожидают в ИПЕМ.

Одним из основных трендов ближайшего десятилетия станет цифровизация перевозочного процесса и подвижного состава, подчеркивают аналитики. Так, уже к середине 2020-х гг. планируется запустить первый проект автоматического движения поездов по технологии GoA4 на МЦК. «Создание цифровых двойников подвижного состава, предиктивная аналитика отказов – это ближайшее будущее российских железных дорог. В долгосрочной перспективе можно ожидать существенную трансформацию российской железнодорожной отрасли, основа которой закладывается в настоящее время», – подводят итог эксперты института.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions