Подобное предложение, по данным депутата Госдумы РФ Владимира Афонского, фактически снижает финансовую нагрузку на перевозчика во внутреннем железнодорожном сообщении. К тому же он несет ответственность только в том случае, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, от него не зависящих.
По данным В. Афонского, действующая планка ответственности за просрочку на российских маршрутах существенно превышает аналогичный показатель в международных документах (правила СМГС, соглашение между правительствами России и Финляндии о прямом международном железнодорожном сообщении), а также уровень штрафов, зафиксированный в законодательствах Казахстана и Белоруссии.
Ведь согласно ст. 97 действующего Устава железнодорожного транспорта РФ суточная ставка штрафа составляет 9% от платы за перевозку, а максимальный предел ответственности перевозчика на уровне доходит до 100% провозной платы (за каждый день просрочки). Для сравнения: в Белоруссии эти же показатели составляют соответственно 6 и 30%, в Казахстане – 5 и 50%.
Как считает депутат, проект нового закона не затрагивает права отправителей и получателей грузов, поскольку выравнивает ответственность во внутреннем и международном сообщении.
Процедуры закрутили
Как следует из регламента рассмотрения законопроекта, документ 21 апреля 2017 года был направлен В. Афонским на рассмотрение председателю Координационного совета по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» Андрею Исаеву. 5 июля законопроект был рассмотрен на заседании экспертно-консультативного совета фракции. На нем было решено в целом поддержать инициативу, однако тогда окончательное голосование по данному вопросу отложили до проведения согласительного совещания с грузоотправителями, операторами и представителями ОАО «РЖД».
В прошлую пятницу такое совещание все-таки провели, и теперь депутаты надеются заручиться поддержкой Минтранса России. Ведь существующая норма создала проблему для перевозчика: если он допустил просрочку доставки, то фактически лишается платы за перевозку, несмотря на то, что грузы (порожние вагоны, контейнеры) будут доставлены и приняты их получателем.
Это ставит ОАО «РЖД» в неравные условия с перевозчиками других видов транспорта. Например, на воздушном и внутреннем водном транспорте размер ответственности не превышает 50% провозной платы. Причем если клиент решит обратиться в арбитраж, то просрочку взыскать несложно: ведь в договоре железнодорожной перевозки, в отличие от аналогичных документов при других видах транспорта, государством регулируется не только цена услуги, но и сроки доставки – согласно правилам перевозок, а не договорам сторон.
Хитрые клиенты
Как сообщил представитель ОАО «РЖД», в некоторых компаниях даже выработаны специальные коммерческие схемы, позволяющие просто-напросто не платить за железнодорожную перевозку, если перевозчик доставляет груз с просрочкой.
«Было бы справедливым выравнять условия для штрафов за просрочку для всех видов транспорта. В данном контексте ОАО «РЖД» проигрывает конкуренцию, например, речными пароходствам. С них к тому же штраф снять за просрочку доставки гораздо сложнее», – прокомментировали вопрос в ОАО «РЖД».
В настоящее время наблюдается рост объемов погрузки грузов по сети железных дорог. При этом ОАО «РЖД» обеспечивает вывоз всего заявленного объема груза – вне зависимости от того, прибыли порожние вагоны с просрочкой или без таковой.
Просрочка же связана, как правило, с тем, что ОАО «РЖД», в целях недопущения срыва текущей погрузки, вынуждено размещать порожние вагоны, следующие под погрузку, на прилегающих железнодорожных станциях для их равномерного подвода под погрузку для обеспечения технологии работы предприятий.
Показатели у перевозчика улучшаются
Представитель Минтрансе России воздержался пока от конкретного ответа. Действительно, если обратиться к статистике, за последнее время сумма взысканных с ОАО «РЖД» пени за просрочку доставки составила в 2014 г. – 7,6 млрд руб., в 2015 г. – 4,8 млрд. руб., а в 2016 г. – 1,8 млрд руб.
Таким образом, в ОАО «РЖД» по данному показателю достигнуты явные улучшения. Как сообщили в ОАО «РЖД», компания заинтересована в улучшении качества доставки и увеличивает скорости перевозки. В 2016 году достигнута максимальная с момента образования ОАО «РЖД» скорость доставки грузовой отправки 380,5 км/сут.
Индекс качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом, который проводит журнал РЖД-Партнер, в 2016–2017 гг. демонстрирует, что оценка респондентами такого параметра, как соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными, традиционно остается одной из самых высоких и стабильных относительно других показателей индекса.
Аргументы против
Впрочем, у авторов проекта есть и противники. По данным представителя одного из металлургических предприятий, между качеством услуг по перевозке и размером ответственности перевозчика имеется прямая зависимость. И далеко не всегда с перевозчика можно потребовать возмещения потерь за просрочку доставки груза в полном объеме.
«Дело в том, что ОАО «РЖД» разными способами повышают сроки доставки грузов. Например, клиентов вынуждают заключать новые договоры или дополнительные соглашения к старым договорам, в которых операторы и грузоотправители соглашаются на продление сроков доставки. В такой ситуации новый законопроект можно рассматривать как еще одну попытку ОАО «РЖД» не выполнять свои обязанности перед клиентами», – добавил председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев.
В одной из угольных компаний, в свою очередь, отметили, что с доставкой грузов согласно нормативу на ряде направлений есть сложности. Причем на железных дорогах стремятся их скрывать. Например, требуют в таком случае заключения договоров на размещение вагонов на путях общего пользования, чтобы таким образом обойти конвенции на морские порты. Иными словами, вагоны останавливают, но при этом на железной дороге их стремятся оформить на стоянку по просьбе грузовладельца. Для грузовладельцев это выглядит как дополнительный вид поборов.
Можно найти компромисс?
Стороны сходятся, пожалуй, только в одном – в необходимости выравнивания условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с другими видами транспорта. Об этом говорится в рекомендациях парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации от 15 марта 2017 года на тему «Состояние, проблемы и перспективы развития железнодорожной отрасли. Партнерство государства и ОАО «РЖД»: региональный аспект».
Коренная причина проблемы заключается в следующем. Количество просрочек доставки на железнодорожном транспорте значительно выросло после передачи вагонного парка операторским компаниям. Если в условиях работы парка в собственности перевозчика порожний пробег вагона не представлял собой отдельную услугу и под погрузку подавались любые имеющиеся на станции
порожние вагоны, в настоящее время подаче вагона под погрузку предшествует заключение договора между грузоотправителем и владельцем вагона на его предоставление.
«Сегодня под погрузку подается вагон конкретного владельца, в связи с чем при наличии на станции порожних вагонов, готовых обеспечить погрузку, подсылаются другие вагоны, что вызывает затаривание железнодорожной станции. При этом стоит отметить, что возможности инфраструктуры не увеличились, а средства, которые могли бы пойти на ее ремонт, возвращаются главным образом владельцам вагонов в виде пени за просрочку доставки», – отметил В. Афонский.