+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2020 11:40:15
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сеть РЖД в марте оказалась под давлением профицита вагонов

Снижение мартовской погрузки до 106,6 млн т (-5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.) привело к сдвигам в структурных показателях работы ОАО «РЖД».
Напомним, что динамика погрузки в марте отличалась волатильностью: в первые недели месяца наблюдался спад активности, который сменился подъемом. Однако в конце месяца вновь проявился спад, поскольку тут уже свою поправку внесло ужесточение мер по борьбе с коронавирусом.
Как отметили участники рынка, в середине марта потепление погрузки были связано с тем, что на ряде железных дорог стали находить определенные резервы для привлечения дополнительных грузопотоков. Кроме того, сыграли на руку ограничения, которые внесли сумятицу в работу некоторых пунктов погранпропуска на автомагистралях со странами ЕС.

В Европе, по данным IRU, водителей, возвращающихся из международных поездок, стали подвергать принудительному 14-дневному карантину, даже если у них не было симптомов болезни. Некоторые страны полностью закрыли свои границы для автоперевозок, а некоторые это сделали выборочно: только для тех транспортных средств, водители которых из определенных стран (в том числе из РФ), независимо от того, откуда прибыл грузовик.

Рельсы против автодорог

Это привело к возникновению административных барьеров для грузовых автоперевозок на ряде европейских направлений. При этом железнодорожных грузовых перевозок такие строгости не коснулись: запретов на смену локомотивных бригад не вводили, что объясняет временное переключение части экспорта на рельсы.

В частности, выросли объемы его перевозки на ОЖД, где были срочно организованы дополнительные маршруты в сообщении со странами ЕС и СНГ. Увеличено было и отправление грузов на экспорт через порты на Балтике.

Однако в дальнейшем в ЕС выпустили руководящие принципы по созданию зеленых скоростных полос для грузовых автомобилей, а некоторые страны вообще отменили ограничения на доставку грузов автотранспортом. И грузы снова переключились с железных дорог на автотрассы.

Заметим, что в I квартале текущего года, когда и железнодорожная погрузка, и грузооборот минусовали, грузооборот автотранспорта, по данным Росстата, оставался в положительной зоне. В январе грузооборот автотранспорта вырос на 12,3%, в феврале – на 17,7%, а в марте – по предварительным оценкам, на 8%. Это указывает на то, что грузовладельцы достаточно активно переключали часть своих отправок именно на автотранспорт.

Оборот вагона снизился

Что же происходило в марте 2020 года на сети РЖД? Как изменились ключевые показатели ее работы? Начнем с оборота вагона. В целом он ухудшился на 11,6%. Правда, по всем параметрам в зоне ответственности перевозчика зафиксировано улучшение. Меньше было сбоев в работе магистральных локомотивов. Соответственно, оборот вагона в движении ускорился на 1,5%.

Меньше вагоны простаивали под сортировками на промежуточных станциях (здесь оборот вагона сократился на 16%). Да и ситуация на технических станциях улучшилась (соответственно, оборот вагона на них сократился на 3,7%).

Основное ухудшение произошло на путях необщего пользования: под грузовыми операциями оборот вагона вырос на 34,6%. С одной стороны, это произошло по вине грузовладельцев – многие из них были вынуждены на фоне пандемии корректировать планы погрузки и сроки отправки вагонов.
Но с другой стороны, как пояснил в беседе представитель крупного предприятия, перевозчик взял за правило сгонять все вагоны с магистралей на пути необщего пользования. Причем нередко это делалось без учета отказов клиентов от части парка в связи с внесением поправок в планы погрузки.
Получалось, что передавали вагоны с излишком и без сортировки на типы подвижного состава. Это, естественно, забивало пути необщего пользования и тормозило погрузку.
По словам другого клиента, вывод уже груженых вагонов на станцию тормозил порожняк, который мешал проходу. В результате стал простаивать и груженый подвижной состав. Причем на железных дорогах старались всячески оттягивать с его выводом на магистральные пути.

Много парка стоит порожним

Поведение монополии можно понять: в марте 2020 года рабочий парк составил 1 024 472 вагона, что на 5,7% больше, чем за аналогичный период 2019-го. Причем основную прибавку обеспечил самый массовый вид подвижного состава – полувагоны, парк которых увеличился на 8,1% по сравнению с мартом прошлого года.

Кроме того, достаточно быстро выросло количество специализированных вагонов (+10,7%), поскольку в предыдущие годы в него достаточно активно стала перетекать часть грузов из универсального подвижного состава. Значительная часть специализированных вагонов выбывала с сети потому, что заканчивался срок их службы. И на волне повышенного спроса данный парк заказывали на вагоностроительных заводах с избытком.

Снижение погрузки как из-за переключения части грузопотоков на автотранспорт, так и на фоне мер по борьбе с коронавирусом, когда предприятия в РФ в конце марта стали приостанавливать свою работу, привело к тому, что порожние вагоны стали забивать станционные пути. В ОАО «РЖД» ими стали заполнять все свободные участки, в том числе на малодеятельных пассажирских станциях.

Однако это не помогло: на ряде направлений вновь стало увеличиваться количество брошенных поездов – прежде всего, из порожних вагонов. Но затем стали появляться брошенные поезда и из грузовых вагонов.

Грузы все-таки едут…

Ситуацию нельзя назвать критической, даже несмотря на отдельные логистические сбои, образовавшиеся на фоне мер борьбы с коронавирусом в РФ. Ведь в конечном итоге в марте текущего года грузы все-таки ехали лучше, чем в начале весны прошлого года. Об этом свидетельствует некоторое убыстрение средней скорости доставки отправок на 3,8%.

Следует напомнить, что I квартал прошлого года был достаточно критичным с точки зрения брошенных поездов. Причем, напомним, тогда грузов было все-таки больше.

Кроме того, по сети перемещалось и меньше пассажирских поездов. Ожидалось, что с учетом выбывших ниток из расписания облегчится пропуск грузовых составов. Однако, судя по тому, как заполнили сеть простаивающие порожние грузовые вагоны, не стоит возлагать особых надежд на данный фактор.

Отмена пассажирских поездов сама по себе не гарантирует возможность увеличения пропуска грузовых. Ведь у них свои маршруты и скорости движения, разные технические и промежуточные станции в пути, а также подвязки под локомотивные бригады. Поэтому скорее следует ожидать, что коррекция в пассажирском движении позволит улучшить организацию ремонтных окон на сети, если, конечно, перевозчик сейчас сумеет выделить дополнительные ресурсы для работы на инфраструктуре.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions