На то, что развитие БАМа и Транссиба должно быть синхронизировано с энергообеспечением этих магистралей, ранее также обратил внимание председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, заявив, что согласование Минтрансом России, Минэнерго России, ОАО «РЖД» и ПАО «Россети» графика строительства объектов энергоснабжения произведено без детализации в части объектов железнодорожной инфраструктуры.
В продолжение разговора о проверке хода реализации проекта модернизации инфраструктуры Восточного полигона В. Богомолов напомнил, что сроки завершения первого этапа проекта развития БАМа и Транссиба неоднократно переносились. «Стоимость строительства объектов железнодорожной инфраструктуры ежегодно растет, как и цены на оборудование, подлежащее установке. Это не позволяет модернизировать железнодорожную инфраструктуру и обеспечить провозную способность в первоначально заявленном объеме», – отмечает он.
Предусмотренные средства ФНБ на реализацию БАМа и Транссиба направлены в полном объеме – это 150 млрд руб. Из них по состоянию на 1 мая текущего года использовано 136,4 млрд руб., то есть 91%. При этом немалая доля приходится на выплаченные подрядчиками авансы – 37,5 млрд руб., то есть 27,5%.
Следует отметить, что по условиям договора подряда неиспользованные по итогам года авансы должны быть возвращены подрядчиком в РЖД. Однако на начало текущего года размер неотработанных и невозвращенных авансов за счет средств ФНБ составил 3,2 млрд руб.
На протяжении 2018–2020 гг. запланированные суммы финансирования на реализацию проекта в полном объеме не осваивались. В 2018 году освоение составило 74%, в 2019-м – 29%, в 2020-м – 77%.
«При этом запланированное РЖД освоение средств ФНБ на 2021 год составляет 76 млрд руб., что значительно превышает уровень освоения в предыдущие годы. Планируется ввести 160 объектов. По 90 объектам в 2021 году планируется открыть движение по схеме временной эксплуатации с оформлением прав на земельные участки в 2022 году», – сообщил В. Богомолов.
Он подчеркивает, что с учетом хода реализации проекта в прошлые годы существуют риски его незавершения в 2021-м.
«Мы понимаем, что проект реализуется в условиях действующей железной дороги. На коллегии РЖД по итогам года я уже отмечал, что основой для эффективной реализации проекта будет являться уровень взаимодействия между администрациями железных дорог, заказчиками и подрядными организациями. По нашему мнению, органы муниципальной власти субъектов РФ и муниципальной власти, со своей стороны, также должны обеспечить необходимые условия для реализации проекта, в том числе в части земельных отношений», – говорит В. Богомолов.
При этом, по его словам, Счетной палатой и РЖД обеспечено качественное взаимодействие в ходе реализации проекта развития БАМа и Транссиба. Замечания и предложения аудиторов оперативно учитываются компанией и используются в дальнейшей работе.
«Мы понимаем, что необходимость проектирования каждого участка в определенной степени сдерживающий фактор. Здесь, наверно, целесообразно нормативно закрепить возможность использования типовых проектов при строительстве и реконструкции линейных объектов», – резюмирует аудитор.