+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.12.2019 11:43:17
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД в ноябре имели неиспользованные резервы в погрузке

В том, что погрузка в ноябре 2019 года снизилась до 105,4 млн т, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период 2018-го, виноват ряд факторов, которые условно можно разделить на две группы: те, на которые в холдинге могли повлиять, и те, которые оказались своего рода форс-мажором для железнодорожного перевозчика.
Ко второй группе факторов относится неблагоприятная мировая конъюнктура для экспорта продукции, имеющей заметную долю в структуре погрузки (черные металлы, лес), а также волатильность внутреннего рынка, которая не позволила сгладить спад по вывозу за рубеж российского сырья.

Однако, как полагают эксперты, на сети можно было бы сгладить сложившиеся дисбалансы, если бы тарифная политика ОАО «РЖД» строилась на прогнозах, более чутко отражавших структуру предложения и спроса.

Металл не выдержал цены

Начнем с номенклатуры, по которой зафиксирован достаточно глубокий провал, – черных металлов. Их погрузка на сети РЖД в ноябре текущего года снизилась до 61,3 млн т (-5,7% к аналогичному периоду прошлого года). Обвал рынка произошел в II полугодии. А пик произошел в октябре, когда погрузка спикировала вниз на 8,9%.

По данным ОАО «РЖД», в основном просел экспорт: в январе – октябре погрузка в направлении российских морских портов и сухопутных погранпереходов снизилась на 17,6% из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. Таким образом, все списывается на перепроизводство черных металлов в мире, что вынудило заводы с августа сокращать выплавку для стабилизации цен. Причем кризис охватил страны не только Евросоюза, но и Восточной Азии.

Правда, стоит отметить, что в отдельных нишах наблюдалось и некоторое оживление: к примеру, осенью был зафиксирован всплеск вывоза труб и металлоконструкций на экспорт. Этим сумели воспользоваться на сети РЖД. Например, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», рост погрузки в ноябре по трубам на 15% и металлоконструкциям – в 1,8 раза.

Таких ниш могло быть и больше. Однако часть экспортных потоков черных металлов переключилась на водные дороги. Причем, как отметил представитель одной судоходной компании, чаще всего это были смешанные цепочки с участием речного и автомобильного транспорта. Причина в том, что здесь перевозчики проявили гибкость в тарифах по сравнению с железной дорогой.

И вот что любопытно: разница в тарифах примерно соответствовала размеру экспортной надбавки, вшитой в тариф ОАО «РЖД» на 2019 год. Иными словами, не будь ее, меткомбинаты смогли бы с высокой долей вероятности отправить больше своей продукции на экспорт по сети РЖД.

Куда ушли грузопотоки

Потенциальные потери просматриваются и на внутренних направлениях черных металлов. На сети РЖД смогли подхватить некоторые виды проката – они дали небольшую прибавку в погрузке. Однако по некоторым другим позициям образовался, наоборот, минус: прежде всего по тем, которые отражаются в статистике перевозок как «прочие» (прочие металлы (-43,4%), прочие материалы и изделия (-28,3%)), а также трубы (-5,1%).

Значительная часть этих грузопотоков перекочевала на автотранспорт. Здесь сыграли свою роль и цены на железнодорожные перевозки, и локальные дефициты подвижного состава на сети РЖД.

Между тем покупатели металлоизделий при нынешнем росте внутренних цен на них стали привередливее. Поэтому грузоотправители и были вынуждены диверсифицировать заказы и увеличивать долю автотранспорта. Как видим, спрос на внутреннем рынке был. Но при этом клиенты были готовы покупать только продукцию по приемлемым ценам. А обеспечить данный уровень железнодорожная составляющая не смогла.

Нефть утекла на речку

Анализ погрузки нефти и нефтепродуктов также выявил необычный тренд. С одной стороны, эти номенклатуры все больше переключаются с рельс в трубу. Да и нефти нынешней осенью в РФ добывали чуть меньше, чем в прошлом году. Так что минус вроде бы вполне оправдан. Но он, опять-таки, мог быть меньше.

Посмотрим, как перераспределились перевозки. Согласно Росстату, у трубопроводного транспорта минус, который исчисляется долями процента, что вполне объяснимо. На сети РЖД в ноябре 2019 года было погружено 19,4 млн т нефтегрузов. И падение тут ощутимое – 2,7% к аналогичному месяцу прошлого года. А вот на речном транспорте на закате навигации нефти и нефтепродуктов перевезли соответственно на 1,2 и 6,5% больше.

Поэтому можно предположить, что здесь часть грузов ушла с сети РЖД на голубые дороги. Ставки пароходств оказались лучше как раз примерно в размере экспортной надбавки. И, кстати, на тех направлениях, где ОАО «РЖД» пользовалось правом предоставления понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01, оно довольно часто возвращало часть экспортных нефтегрузов на железнодорожную сеть.

В тренде автотранспорт

Неприятным сюрпризом для ОАО «РЖД» стало снижение погрузки цемента в ноябре текущего года: она уменьшилась до 1,7 млн т (-3%). Кстати, это означает, что в конце месяца на железных дорогах, по-видимому, плотнее поработали с клиентами и уточненная сводка отразила улучшенный результат по сравнению с предварительными итогами. Напомним, что, согласно им, эксперты оценили спад в ноябре на уровне 11,1%.

Подобные подвижки указывают: на дорогах имеются резервы по этой номенклатуре. И за настроениями клиентов полезно следить: цемент, по данным «Союзцемента», имеет склонность к переключению на автотранспорт. Однако при различных раскладах на рынке на отдельных направлениях может наблюдаться и обратный тренд. Неслучайно в отдельные месяцы текущего года погрузка цемента обеспечивала плюс, а не минус.

Риски для российской экономики

Справедливости ради стоит отметить: в ряде случаев клиенты соглашались платить больше. В частности, как говорят на железных дорогах, за персонализированные графики. Иными словами, за организацию перевозки на приемлемых условиях для клиента по договору, предусматривающему внесение доплаты к основной услуге. За то, чтобы вагон не загнали на дальний путь, откуда его потом невозможно подать по оптимальной цене. Чтобы состав не направили кружным путем. Чтобы операции, связанные с погрузкой, были оказаны в нужном клиенту месте и в удобное время.

А если суммировать – за доставку точно в срок. К таким сервисам особо тяготеют контейнерные перевозки, а также отправки сравнительно небольших партий грузов. В ноябре текущего года отправки грузов в контейнерах выросли на 9%, а доля номенклатур, не относящихся к массовым видам, – на 18,2% к аналогичному периоду прошлого года.

Однако когда речь идет о массовых грузах, тарифная нагрузка нередко играет первостепенную роль. Судя анализу погрузки в ноябре, можно утверждать: если в ОАО «РЖД» и далее будут стремиться к максимально возможному повышению уровня своих ставок, невзирая на ситуацию, которая складывается в отраслях экономики, то для РФ появляется риск замедления их развития в 2020 году. И первые признаки появления такого риска мы видим на примере динамики погрузки РЖД в конце текущего года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions