Из всех крупных государственных компаний лишь оно может себе позволить обратиться с подобной просьбой. Остальные, хотя также реализуют большие инвестиционные проекты, не могут обращаться в правительство с такой просьбой по причине другой структуры акционерного капитала. Правительство обещает решить вопрос по размеру выплат РЖД государству до внесения бюджета в кабинет министров.
По словам вице-премьера Максима Акимова, правительство в ближайшее время еще раз соберется и обсудит дивидендную политику в отношении инфраструктурных компаний. Тем не менее, как стало известно, Минфин уже включил в бюджетные проектировки на 2019–2021 гг. почти 200 млрд руб. дивидендных поступлений от ОАО «РЖД». Министр финансов Антон Силуанов говорит, что будет последовательно добиваться, чтобы компания платила в бюджет 50% от чистой прибыли по МСФО.
Со своей стороны, руководство ОАО «РЖД» предлагает освободить общество от платежей по обыкновенным акциям до 2025 года для реализации масштабной программы модернизации инфраструктуры стоимостью более 7 трлн руб. Причем все средства оно планирует найти у себя и само же привлечь частные инвестиции.
В конце августа глава компании Олег Белозеров заявил, что если от выплат по обыкновенным акциям не откажутся, то, по оценке компании, невывезенными могут оказаться около 330 млн т грузов. Если исходить из прогнозов Минфина по 2019–2021 гг., речь может идти о сумме порядка 500 млрд руб. в течение 7 лет, что сопоставимо со стоимостью того, что РЖД планируют вложить непосредственно во второй этап модернизации Восточного полигона (495 млрд руб). В целом же этот проект реконструкции БАМа и Транссиба оценивается в 700 млрд руб.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов говорил СМИ, что компания готова к любому повороту событий, но если компания реализует такой масштабный проект без привлечения государственного финансирования, то должно быть и встречное движение.
ОАО «РЖД» – единственная из крупных компаний, которая может обратиться с такой просьбой. Ее акционером является государство через Росимущество. В 2016 году компания заплатила 5,142 млрд руб. дивидендов по обыкновенным акциям и еще 5 млн руб. – по привилегированным. Привилегированные акции появились в 2015 году, когда государство через Фонд национального благо стояния выделило ОАО «РЖД» средства на первый этап модернизации БАМа и Транссиба. По ним компания платит 0,01% капитала до 2020 года, а после этого срока (когда проект будет закончен и станет приносить полноценный доход) станет платить 2,89%. Если учесть, что из ФНБ было выделено 150 млрд руб., то это будет около 4 млрд руб.
Привилегированные акции есть и у «Транснефти», и у «Россетей», однако в их акционерном капитале есть частные компании и даже физические лица. К примеру, в «Транснефти» Росимуществу принадлежит лишь 78,55% капитала, а всего на начало 2018 года в реестре акционеров зарегистрировано 2644 физических лица и 27 юридических.
В «Россетях» структура акционерного капитала такова, что государство владеет 88,04% ценных бумаг, остальные распределены между миноритарными акционерами, а часть вообще находится в свободном обращении.
Поэтому в данном случае может возникнуть напряженность во взаимоотношениях государства и частных акционеров. В РЖД таких взаимоотношений нет, если не считать разницу в подходах различных государственных ведомств.
Весной этого года компания предложила изменить законодательство и позволить выплачивать дивиденды имуществом, таким как земельные участки, производственные и жилые здания, объекты местной энергетики. По мнению компании, это решает вопрос по отвлечению средств из бюджета, в том числе и по налогам, связанным с продажей таких объектов на конкурсах.
Кроме того, ОАО «РЖД» испытывает большие технические сложности при использовании государственных средств и отчета по ним. Условия их использования стали крайне жесткими. К примеру, Счетная палата проверила в 2016 году использование выделенных средства на БАМ и Транссиб и нашла, что монополия потратила на целевые расходы очень небольшие средства, поскольку оказалась не готова в срок проектная документация на строительство заявленных объектов. В то же время монополия на их хранении заработала 4 млрд руб. и включила себе этот доход в бюджет. В 2016 году компания не использовала остаток средств ФНБ в размере 21 млрд руб.
В РЖД уже давно жаловались, что очень трудно совместить требования государства по использованию бюджетных средств и реальный строительный процесс. К примеру, обязательно применение технико-ценового аудита к объектам стоимостью свыше 5 млрд руб. Аудит находит какие-то возможности сэкономить, но для этого нужно переделывать проект, на что требуется время. Затем нужно объявлять новые тендеры на проведение работ, но сроки уже сдвинуты, а деньги не используются. Государство может неожиданно переносить финансирование при каких-то обстоятельствах, что, опять же, случилось с Восточным полигоном в 2016 году. Часто невозможно просчитать сроки выкупа и изъятия земли, ее рыночную стоимость, с чем столкнулись при строительстве на Олимпиаде в Сочи. Если в проекте еще используются средства частных инвесторов, то сложности со стыковкой по срокам многократно возрастают. Поэтому своими средствами РЖД могут распоряжаться быстрее, а самое главное – эффективнее, поскольку нет бюрократических ограничений.
При этом ОАО «РЖД» имеет кредитный рейтинг на уровне странового и возможность занимать под такой же процент, как и государство. Ранее О. Белозеров говорил, что компания имеет возможность авансировать строителей дешевыми средствами, что снижает стоимость проектов и, соответственно, расходы на эти проекты. Но, очевидно, это могут быть только собственные средства.