Первый танец – паровозик. Пришедшие разбились по парам и, галопируя, проскакали по залам музея. Так участники заявили о возрождении железнодорожных традиций столетней давности. Экскурсоводы светской публике демонстрируют стрелочные переключатели позапрошлого века – они украшены музыкальными знаками, показывают макеты вагонов-ресторанов – в них установлены музыкальные инструменты для аккомпанирования танцующим: все это необходимо «для пристанища и удовольствия публики». Ведь железная дорога в России – это не только инфраструктура, но и музыка и яркая светская жизнь. В доказательство заявления историки показывают докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск». Ее автор – Франц фон Герстнер, первый строитель железнодорожной сети в России, Чехии и Австрии.
«На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей. Игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого», – пишет он.
Здание музыкального железнодорожного вокзала в Павловске, построенное по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, сейчас разрушено, но историки и железнодорожники намерены его возродить. В нем, как и почти 150 лет назад, будут и бальный зал, и ресторан. Концепцию развития музыкального вокзала в этом году подадут в российское Министерство культуры. Железнодорожный холдинг подтвердил готовность его воссоздания.
«Такие идеи не только витают в воздухе, есть проект», – рассказывает РЖД-Партнеру замдиректора по научно-просветительской работе музея Елена Асташова.
Музыкальный вокзал Павловска мало того что был первым постоянным концертным учреждением России, так он еще и заключал контракты с симфоническими оркестрами. В сентябре 1838 года здесь выступали цыгане, за ними, в начале следующего года, – симфонический оркестр под управлением Германа, а с 1856-го десять сезонов отыграл Иоганн Штраус.
«Сегодня мы на улице встречаем людей бескультурных. И мы должны возвращать людей в культурное пространство. Но не загонять их, а привлекать через возрождение культуры. Необходимо развивать интеллектуальный потенциал», – говорит директор ЦМЖТ России Владимир Мителенко.
Он намерен бальным парам отдать один из музейных залов. Очередной бал, скорее всего, состоится уже в октябре. И на него уже точно пригласят железнодорожников. Пока же вместо них на балу вальсировали и кадрилили курсанты Росгвардии и танцоры с опытом.