• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.59 0.34 EUR ЦБ РФ 70.43 0.01
    BTC 9334.2 usd BTC 596175.35 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.09.2019 09:23:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД: экономия, эффективность и балансы

Вот уже 4 года прошло с тех пор, как Олег Белозеров возглавил ОАО «РЖД». Настала пора подвести итоги. Итак, что изменилось на сети РЖД? Поговорим о способах повышения эффективности работы монополии и о том, кто за все это платит...
РЖД: экономия, эффективность и балансы
Стоит отметить, что заметных структурных изменений после 2015 года в отрасли не происходило. «Каких-то глобальных решений мы точно не обсуждаем. За последнее время было проведено большое количество настроек, уточнений, изменений для того, чтобы процесс перевозок стал более совершенным. Можно по-разному их оценивать, но объективные критерии говорят о том, что общий результат позитивный, интересы участников рынка сбалансированы», – отмечает генеральный директор ОАО «РЖД».

И сейчас на повестке дня стоит настройка уже сложившейся системы менеджмента. А именно – довольно прагматичный вопрос: как обеспечить уровень доходности железнодорожного холдинга, достаточный для обеспечения развития инфраструктуры и доставки предъявляемых к погрузке объемов, по тарифам, приемлемым для большинства участников рынка?

Когда клиент – король

Стоит отметить личную работу О. Белозерова с руководителями компаний-грузовладельцев: создание рабочих групп в ЦФТО по взаимодействию с ОАО «РЖД» было расценено бизнес-сообществом как позитивный сигнал. Тем самым была продемонстрирована готовность холдинга к поиску более совершенных инструментов планирования, внедрению новых продуктов и развитию политики клиентоориентированности. Это было особенно важно в связи с тем, что качественные характеристики сети железных дорог являются далеко не идеальными. Их требовалось скорректировать, что и было отражено в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР). Она, правда, получила неоднозначную оценку экспертов. И, по их мнению, контакты руководства холдинга с клиентами зачастую носят формальный характер, на поставленные вопросы не всегда удается получить ответы по существу. Да и в целом компания становится более закрытой...
Однако нельзя не обратить внимания на то, что в ДПР, по настоянию О. Белозерова, удалось четко обозначить основные позиции развития РЖД, на которых должны строиться взаимоотношения с участниками рынка. Главное – обеспечить недискриминационный доступ к использованию железнодорожной инфраструктуры и основной услуге (перевозке). «Было четко заявлено: никаких ограничений быть не может. Что должно происходить далее – предмет обсуждений», – отмечает глава ОАО «РЖД».

Вот это как раз и беспокоит грузовладельцев: приоритеты вроде бы заданы, однако на практике холдинг в последнее время выходит с предложениями, которые уводят несколько в другую сторону. И уже приходится обсуждать, как вернуть РЖД в заданную регулятором колею. В частности, апрельский пакет идей содержит признаки ранжирования грузоотправителей, а принцип ship-or-pay выводит за рамки проектов государственно-частного партнерства (его пытаются распространить и на пути общего пользования), что расходится с принципом публичности предоставления услуги железнодорожной перевозки и порождает преференции при доступе к инфраструктуре.

Где грузы и где маржа

При всем том внимании, которое в холдинге сейчас уделяется пассажирским перевозкам, глава ОАО «РЖД» не раз подчеркивал, что именно грузовые перевозки – основной источник дохода компании. Правда, с учетом количества ограничений на сети, недостаточной развитости современных средств железнодорожной автоматики и телемеханики и информационных технологий, обеспечивающих перевозочный процесс, сложно было бы ожидать, что на сеть удастся дополнительно привлечь значительные объемы высокодоходных грузов.
В итоге ставка была сделана на уголь. И вот как объясняет это решение О. Белозеров: «Уголь составляет основной объем груза, который мы перевозим. Его доля в общей погрузке на сети – почти 28%, а в грузообороте – около 40%. Мы видим, что отрасль очень активно развивается. <...> Мы пришли к тому, что возить уголь нам, в принципе, выгодно».

Почему же раньше перевозки данной номенклатуры считались убыточными, а при О. Белозерове оказались прибыльными? Прежде всего, стоит отметить, что в последние годы изменилась в благоприятную для этой отрасли сторону мировая конъюнктура. Благодаря этому угольщики смогли сформировать стабильные грузопотоки на экспортных направлениях. А вместе с ОАО «РЖД» отправки удалось выстроить таким образом, чтобы значительно повысить эффективность маршрутных перевозок. Был привлечен подвижной состав повышенной грузоподъемности, больше тяжеловесных поездов, сокращено количество сортировок. Правда, при этом пришлось смириться с возвратом значительной доли вагонов порожними и с тем, что пострадал ряд грузоотправителей. Причем не только низкодоходных номенклатур (щебня), но и высокодоходных (последние, конечно, не формируют массовые отправки, но тем не менее это клиенты, которые требуют особого внимания, поскольку платят по повышенному разряду).

Выбранная стратегия несет в себе и немалые риски, ведь мировая конъюнктура переменчива и вслед за взлетами бывают спады. Например, по итогам 8 месяцев текущего года спад в погрузке составил 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. И сейчас крайне нелегко удержать этот показатель в положительной зоне, тем более если угольщики не смогут обеспечить отправки своей продукции по доходной для перевозчика ставке.

Тонкая балансировка доходов и расходов

Однако вот что характерно: ранее в холдинге структура расходов при любом раскладе была практически неизменной и при нехватке средств часть затрат по проектам развития просто сдвигалась на более поздний период, накапливая тем самым недоремонты. Сейчас расходы стали увязывать с достигнутым результатом. И структура затрат в итоге оказалась подвижной. Это требует дополнительных трудозатрат от управленцев, но зато позволяет достичь требуемого баланса доходов и расходов.

Почему раньше не удавалось сбалансировать доходы и расходы ОАО «РЖД»? За счет чего происходит оптимизация расходов в холдинге? Почему сокращения практически не коснулись управленческого аппарата? Почему при существенном сокращении персонала, прежде всего, массовых профессий, целый ряд непрофильных статей (финансирование большого спорта, пропагандистской деятельности и т. д.) был уменьшен незначительно? Как в холдинге подошли к балансировке инфраструктурных проектов? Как обновляют локомотивы? Что считать справедливым и несправедливым при достижении поставленных перед монополией целей? Где искать резервы и как расшивать узкие места на сети дальше? Об этом и многом другом подробнее читайте в № 18 (2019 г.) журнала РЖД-Партнер.

Редакция журнала РЖД-Партнер присоединяется к поздравлениям в адрес генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова, который 26 сентября отмечает свой 50-летний юбилей, и желает ему счастья, здоровья, благополучия и дальнейших успехов в работе!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Зашли шарики за ролики: как отменялся приказ Минтранса

Зашли шарики за ролики: как отменялся приказ Минтранса
На заседании прошедшим вечером 31 октября в правительстве РФ у вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова было отменено решение Минтранса об обязательном переходе парка вагонов приписки РФ на подшипники кассетного типа с 2021 года. Министерству предписано отменить собственный приказ в течение одного дня. Тем самым вице-премьеры, курирующие промышленность и транспорт, целиком встали на сторону сопротивляющихся этому решению представителей операторского бизнеса и поддержавших их промышленно-финансовых групп, а Минтранс и стоящее за ним ОАО «РЖД» потерпели серьезное поражение.
РЖД-Партнер

Глава РЖД: скидка на экспорт грузов дает больше плюсов, чем минусов

Глава РЖД: скидка на экспорт грузов дает больше плюсов, чем минусов
Одним из вопросов на встрече генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова с журналистами в Сочи стал вопрос предоставления скидок угольщикам на перевозки.
РЖД-Партнер

Неизбежный инвестиционный тариф подождет до 2025 года

Неизбежный инвестиционный тариф подождет до 2025 года
Инвестиционный тариф неизбежен, и его начинают обсуждать так рано, чтобы «все успели наговориться». Об этом сообщил журналистам начальник департамента ЦМТП ОАО «РЖД» Владимир Варгунин. Очевидно, что РЖД как монополия не будут отказываться от данной инициативы.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort