По данным РЖД, в январе было погружено 0,9 млн т лома черных металлов, а в феврале – 1 млн т. Это на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (без поправки на дополнительный день в високосном 2020 г.). При этом на экспорт в январе 2021 года было погружено 97,7 тыс. т, а в феврале – уже 114,8 тыс.
Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, объясняет: росту погрузки номенклатуры способствует удешевление рубля и рост стоимости металла на мировых биржах. «Рост спроса на российский металл способствовал увеличению его производства, что, в свою очередь, привело к росту спроса на лом. Экспорт лома растет по этой же причине», – говорит он.
Антон Шулев, заместитель генерального директора ООО «СГМК-Трейд», заявляет, что в феврале 2021-го могли погрузить еще больше металлолома, однако рекорду помешал снег. «Показатели по-настоящему зимнего февраля 2021 года не смогли победить теплый и бесснежный февраль 2020-го. Рост погрузки лома черных металлов в первые два месяца 2021 года относительно прошлогоднего периода произошел благодаря ударной отгрузке января. Исторически низкий месяц в этом году стал нетипичным и был увеличен почти на 40% по сравнению с прошлым годом. Виной тому не карантинные меры, которые не позволили заготовителям лома отправиться в традиционные январские путешествия, а конъюнктура рынка», – отмечает эксперт.
На рынке в первые два месяца наступившего года разразился, по словам эксперта, острейший дефицит металлолома. Отечественные металлургические комбинаты на этом фоне повысили цены на металл. Они достигли абсолютного максимума за всю историю отрасли: в январе 2021-го к январю 2020 года цена выросла на 80%.
«Абсолютные максимумы заставили продавать накопленные запасы спекулятивно ориентированных игроков, которые накапливали сырье в ожидании зимнего роста цен. Добавили ажиотажа и предстоящие экспортные пошлины, которые заставили максимально быстро выгружаться всех поставщиков с экспортной ориентацией в нетрадиционный январь», – продолжает А. Шулев.
Прогноз на год: отгрузка и цены будут или расти, или падать
Показатели отгрузки лома черных металлов, по прогнозу Д. Семенкина, будут только расти. По подсчетам эксперта сейчас, в феврале 2021 года, цена лома так же высока, как и в декабре 2020-го, на уровне 23 тыс. руб. за тонну. «Высокая стоимость лома будет стимулировать его интенсивный сбор и заготовление, а затем и перевозку к местам переработки», – говорит он.
Однако А. Шулев утверждает обратное: по мнению эксперта, рынок стоит на пороге спада. «Значительную роль в снижении объемов перевозки лома сыграет фактический запрет на вывоз лома черных металлов с территории Республики Казахстан, и если в рамках ЕЭК не получится договориться о снятии этого запрета, то в объемах потеряет и АО «КТЖ», и ОАО «РЖД», – отмечает он.
Не сошлись эксперты и во мнении, как динамика отразится на погрузке РЖД.
По мнению Д. Семенкина, лом черных металлов в 2021 году в большинстве случаев перевозят по железной дороге, автомобильным транспортом его транспортируют на расстояние максимум 200 км. «Это тяжелый груз, к тому же сильно воздействующий на кузов транспортного средства. По расчетам нашей ассоциации, коэффициент перевозимости лома по железной дороге составляет не менее 70%. Поэтому любые изменения на рынке лома тут же повторяются уже на динамике перевозок этого груза железнодорожным транспортом», – поясняет Д. Семенкин.
Однако у железной дороги много недостатков, с которыми бизнес не готов мириться. Например, по словам эксперта, основные сложности перевозки возникают при выполнении операций по подаче-уборке вагонов на станциях погрузки-выгрузки. «Сам срок доставки невелик, но переработка вагонов на станциях отправления, назначения в большинстве случаев составляет срок, равный сроку самой доставки, а то и больше. Так, на ст. Новый Порт Октябрьской железной дороги в феврале находились вагоны, ожидающие подачи еще с декабря прошлого года! Если железная дорога хочет развивать сервис по повагонным отправкам, то ей надо озаботиться сокращением сроков подачи-уборки вагонов. РЖД необходимо покупать маневровые тепловозы и строить дополнительные маневровые пути на станциях с массовой погрузкой-выгрузкой», – отмечает он.
А. Шулев утверждает, участники рынка все чаще уходят от РЖД. «Мы видим тренд на работу с автотранспортом. Переходят не только исходя из экономических показателей, но и просто из удобства и предсказуемости осуществления этих перевозок. Не добавляет уверенности грузоотправителям и постоянное обсуждение изменения принципов тарифообразования. Сложно реализовать какой-либо проект, когда не понимаешь, что будет с тарифами на тот или иной класс груза или род подвижного состава», – объясняет заместитель генерального директора ООО «СГМК-Трейд».
При этом, по его словам, бизнесу с ОАО «РЖД» стало легче выстраивать диалог и решать какие-либо вопросы. «Надеюсь, что этот тренд не только сохранится, но и ускорит свое развитие», –.добавляет эксперт.