+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.03.2021 17:18:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рубль дешевеет, металл дорожает: погрузка металлолома бьет рекорды

Среднесуточная погрузка за первые два месяца 2021 года выросла на 0,7%, до 3,5 млн т, сообщает ОАО «РЖД». Один из наибольших показателей – у лома черных металлов, его погрузка увеличилась на 9,2%, до 2 млн т. Эксперты рассказали РЖД-Партнеру, что данная номенклатура сейчас находится на пике спроса.
Причины роста: короткие новогодние каникулы, дефицит металла и снижение курса национальной валюты

По данным РЖД, в январе было погружено 0,9 млн т лома черных металлов, а в феврале – 1 млн т. Это на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (без поправки на дополнительный день в високосном 2020 г.). При этом на экспорт в январе 2021 года было погружено 97,7 тыс. т, а в феврале – уже 114,8 тыс.

Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, объясняет: росту погрузки номенклатуры способствует удешевление рубля и рост стоимости металла на мировых биржах. «Рост спроса на российский металл способствовал увеличению его производства, что, в свою очередь, привело к росту спроса на лом. Экспорт лома растет по этой же причине», – говорит он.

Антон Шулев, заместитель генерального директора ООО «СГМК-Трейд», заявляет, что в феврале 2021-го могли погрузить еще больше металлолома, однако рекорду помешал снег. «Показатели по-настоящему зимнего февраля 2021 года не смогли победить теплый и бесснежный февраль 2020-го. Рост погрузки лома черных металлов в первые два месяца 2021 года относительно прошлогоднего периода произошел благодаря ударной отгрузке января. Исторически низкий месяц в этом году стал нетипичным и был увеличен почти на 40% по сравнению с прошлым годом. Виной тому не карантинные меры, которые не позволили заготовителям лома отправиться в традиционные январские путешествия, а конъюнктура рынка», – отмечает эксперт.

На рынке в первые два месяца наступившего года разразился, по словам эксперта, острейший дефицит металлолома. Отечественные металлургические комбинаты на этом фоне повысили цены на металл. Они достигли абсолютного максимума за всю историю отрасли: в январе 2021-го к январю 2020 года цена выросла на 80%.

«Абсолютные максимумы заставили продавать накопленные запасы спекулятивно ориентированных игроков, которые накапливали сырье в ожидании зимнего роста цен. Добавили ажиотажа и предстоящие экспортные пошлины, которые заставили максимально быстро выгружаться всех поставщиков с экспортной ориентацией в нетрадиционный январь», – продолжает А. Шулев.

Прогноз на год: отгрузка и цены будут или расти, или падать

Показатели отгрузки лома черных металлов, по прогнозу Д. Семенкина, будут только расти. По подсчетам эксперта сейчас, в феврале 2021 года, цена лома так же высока, как и в декабре 2020-го, на уровне 23 тыс. руб. за тонну. «Высокая стоимость лома будет стимулировать его интенсивный сбор и заготовление, а затем и перевозку к местам переработки», – говорит он.

Однако А. Шулев утверждает обратное: по мнению эксперта, рынок стоит на пороге спада. «Значительную роль в снижении объемов перевозки лома сыграет фактический запрет на вывоз лома черных металлов с территории Республики Казахстан, и если в рамках ЕЭК не получится договориться о снятии этого запрета, то в объемах потеряет и АО «КТЖ», и ОАО «РЖД», – отмечает он.

Не сошлись эксперты и во мнении, как динамика отразится на погрузке РЖД.

По мнению Д. Семенкина, лом черных металлов в 2021 году в большинстве случаев перевозят по железной дороге, автомобильным транспортом его транспортируют на расстояние максимум 200 км. «Это тяжелый груз, к тому же сильно воздействующий на кузов транспортного средства. По расчетам нашей ассоциации, коэффициент перевозимости лома по железной дороге составляет не менее 70%. Поэтому любые изменения на рынке лома тут же повторяются уже на динамике перевозок этого груза железнодорожным транспортом», – поясняет Д. Семенкин.

Однако у железной дороги много недостатков, с которыми бизнес не готов мириться. Например, по словам эксперта, основные сложности перевозки возникают при выполнении операций по подаче-уборке вагонов на станциях погрузки-выгрузки. «Сам срок доставки невелик, но переработка вагонов на станциях отправления, назначения в большинстве случаев составляет срок, равный сроку самой доставки, а то и больше. Так, на ст. Новый Порт Октябрьской железной дороги в феврале находились вагоны, ожидающие подачи еще с декабря прошлого года! Если железная дорога хочет развивать сервис по повагонным отправкам, то ей надо озаботиться сокращением сроков подачи-уборки вагонов. РЖД необходимо покупать маневровые тепловозы и строить дополнительные маневровые пути на станциях с массовой погрузкой-выгрузкой», – отмечает он.

А. Шулев утверждает, участники рынка все чаще уходят от РЖД. «Мы видим тренд на работу с автотранспортом. Переходят не только исходя из экономических показателей, но и просто из удобства и предсказуемости осуществления этих перевозок. Не добавляет уверенности грузоотправителям и постоянное обсуждение изменения принципов тарифообразования. Сложно реализовать какой-либо проект, когда не понимаешь, что будет с тарифами на тот или иной класс груза или род подвижного состава», – объясняет заместитель генерального директора ООО «СГМК-Трейд».

При этом, по его словам, бизнесу с ОАО «РЖД» стало легче выстраивать диалог и решать какие-либо вопросы. «Надеюсь, что этот тренд не только сохранится, но и ускорит свое развитие», –.добавляет эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions