+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.12.2022 16:02:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РТУ-2022: необходимо усилить взаимодействие участников логистического рынка

Стратегию РЖД в нынешних условиях целесообразно донастроить – к такому выводу пришли участники пленарной сессии на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
Трансформация логистики ставит новые задачи, которые необходимо решать на самых различных уровнях – как на государственном, так и на уровне перевозчиков, операторов и экспедиторов. При этом у организаторов перевозок усиливается акцент на мультимодальность.
В свою очередь, это приводит к необходимости укреплять взаимодействие участников транспортного рынка. Многие проекты при этом требуют корректировки и дополнительной поддержки.

Декларированный отказ ряда западных стран от использования российских энергоресурсов ведет к дополнительным проблемам для транспортных компаний. Вместе с тем это открывает и дополнительные окна возможностей, формирует новые цепочки поставок и логистические хабы.
Разворот на восток привел к перегрузкам БАМа и Транссиба. Там поезда уже идут каждые 5 минут. Приходится искать обходные пути. Но для выхода на них необходима реализация ряда проектов по укреплению инфраструктуры.

Трансформация логистики

На РЖД сделано немало. Однако, как признали участники пленарной сессии, трансформация железнодорожной логистики все-таки требует коррекции. Какие вопросы поднимались в связи с этим?

Во-первых, забота о поддержке устойчивого уровня доходности железнодорожного холдинга необходима. Экономия ресурсов приветствуется. И все же указанная цель не должна достигаться любой ценой. В этом плане проявились тревожные акценты.

В частности, перевозчик все яснее демонстрирует склонность к отказу от принципов долгосрочного регулирования тарифов, настаивает на их внеочередных индексациях и стремится к пересмотру тарифов, которые считает для себя убыточными (невыгодными). В результате грузовладельцы оценивают рост затрат на перевозку в 2022 году в размере +35%, а на логистику – в 2,5–5 раз, отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Как уточнили эксперты, основной рост во многом спровоцирован ростом ставок морских операторов и удлинением плеча рейсов флота. Однако если данное обстоятельство является форс-мажором, связанным с действием санкций против РФ, то гораздо сложнее объяснить рост тарифа РЖД в 2022 году на 30% по сравнению с 2021-м, тогда как базовая ставка аренды на полувагон на споте, по данным на октябрь текущего года, снизилась на 6% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

При этом в холдинге не учитывают трендов, характерных для многих предприятий в РФ: в экономике отмечено общее сокращение рабочих мест, сокращение (или прекращение инвестиций в некоторые программы развития), закрытие производств и рост затрат в цепочках поставок из-за потери традиционных рынков сбыта.

«Тарифы РЖД должны быть прогнозируемы и прозрачны. Отказ от убыточных тарифов в условиях поддержки государства должен сопровождаться снижением тарифов для третьего тарифного класса для сохранения сбалансированности тарифной системы», – полагает П. Иванкин.

Сетевые риски

Выступающие обратили внимание на риски, связанные с железнодорожными перевозками в нынешних условиях. Согласование ГУ-12 превратилось едва ли не в квест: стремление организовать движение на сети так, как это удобно перевозчику, и ограничить лишние (с точки зрения перевозчика) перемещения порожних вагонов привело к сбоям в подаче подвижного состава под погрузку и простоям уже груженых вагонов с помощью инструментов логконтроля, запрета на отправку уже готовых к выходу на линию вагонов в АС ЭТРАН без объяснения причин.

Вагоны сначала скапливались на путях необщего пользования, куда со стыковых станций железнодорожники стремились загнать как можно больше порожних вагонов и запирали там, тормозя с отправкой. А затем, когда клиенты стали возмущаться и подавать претензии, ситуация вернулась в прежнее русло: вагоны стали вновь бросать на промежуточных станциях. И это несмотря на то, что объемы погрузки на РЖД в 2022 году снизились.
У ряда клиентов и без того не всегда имеется четкое понимание графиков отгрузок, поставок и судовых партий, а ситуация на сети только обострила все эти проблемы. В результате, согласно железнодорожной статистике, 12% от всех поданных заявок на сети на перевозку отклонялись. А доступные пропускные способности РЖД, по оценкам экспертов, использовались на 70%.

Дорог груз, доставленный в срок

К сожалению, перевозчик недостаточно активно борется с практикой нормативного увеличения сроков доставки и за соблюдение технологических процессов. При этом он пытается усилить требования к операторам железнодорожного подвижного состава и морских терминалов.

Первых ограничивают в маневрах с размещением вагонов в зонах, где активизировалась погрузка и выгрузка или имеется возможность подхватить попутные грузы. А вторых заставляют ускорять оборот вагонов на путях необщего пользования без учета фактических ротаций морского флота, который в условиях санкций не может подходить к причалам равномерно.

По сути, в РЖД требуют невозможного. И лишь в некоторых случаях можно привести примеры, когда железнодорожники готовы приспосабливаться к новым реалиям. Например, на ряде терминалов АЧБ реализуют проекты информационного взаимодействия, при котором подвод вагонов к причалам организуется в соответствии с фактическими потребностями российских стивидоров. Гораздо чаще последним приходится при работе исходить из тех условий, в которые их ставят железные дороги.

Что требует балансировки?

В целом, как было отмечено в рамках конференции, РЖД в условиях дефицита инфраструктуры на восточном и южном направлениях не выполняют на 15% план по ежесуточной погрузке для выхода на целевые значения по контрольным сечениям.

Фактические объемы перевозок к нормативам отстают на 25–45% по различным участкам.

Маршрутная скорость на Восточном полигоне ниже плана на 4%. А аналогичный показатель для контейнерных поездов на Восточном полигоне ниже на 7%.
Все это указывает на то, что в Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом до 2035-го целесообразно с учетом текущих реалий внести поправки. Они должны быть направлены на балансировку развития транспортной системы, формирование устойчивого каркаса перевозок грузов, углубления цифровизации отрасли и активизации реализации ряда ключевых инфраструктурных проектов, причем на основе принципа клиентоцентричности.

Альтернативы и новые возможности

На пленарном заседании была представлена широкая палитра мнений о важнейших событиях в транспортной отрасли. В частности, на альтернативные маршруты восточному и южному направлениям перевозок обратил внимание первый заместитель генерального директора АО «НТК» по железнодорожному бизнесу Александр Сапронов.

Глубоко проанализировал структуру перевозок в РФ в новых условиях генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов. В частности, по его словам, МТК Север – Юг следует считать одним из путей для российских участников ВЭД, но никак не альтернативой другим маршрутам. «Его надо рассматривать как дополнительный маршрут, которым, конечно, тоже нужно заниматься», – сказал Г. Бессонов.
Ситуацию на рынке морских перевозок и услуг стивидоров осветил исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов.

Прогнозами в сфере развития железнодорожной отрасли поделился заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. Он представил рейтинги основных участников рынка оперирования грузовыми вагонами на РЖД. По его словам, по итогам текущего года погрузка на сети снизится в диапазоне от -3 до -4,8% к 2021 году, а выпуск грузовых вагонов – от -5,9 (48 тыс. ед.) до -15,7% (43 тыс. ед.).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions