+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.05.2019 14:10:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Риски, противоречия закону и серый рынок: чем может обернуться приоритет в пропуске грузов

Не утихают разговоры о предложении ОАО «РЖД» внести поправки в законодательство, которые позволили бы пропускать вне очереди некоторые категории грузов. В частности, высказывается предложение о введении понятия особо значимых грузов, список которых определяет правительство РФ и под которые операторы обязаны предоставлять вагоны и контейнеры, а также предоставлять приоритет тем, кто инвестирует в расширение пропускной способности сети.

Напомним, письмо с соответствующими предложениями генеральный директор монополии Олег Белозеров отправил главе Минтранса России Евгению Дитриху. 

В этом документе, в частности, говорится о возможности заключения с РЖД договоров на условиях take-or-pay (грузоотправитель будет нести ответственность за непоставку согласованных объемов груза, а оператор – за непоставку вагонов под него). Перевозки в рамках этих документов будут осуществляться в приоритетном порядке. РЖД разрешается получать с грузоотправителя предоплату в годовом объеме.

РЖД-Партнер собрал мнения экспертов и участников рынка о том, как они относятся к данной идее и не приведет ли, на их взгляд, принятие подобных изменений к дискриминации одних клиентов относительно других.

По мнению заместителя генерального директора по связям с государственными органами группы Globaltrans Светлана Брокар предложения ОАО «РЖД» по изменению системы планирования и организации перевозок требуют обоснования. В настоящий момент рынок грузовых железнодорожных перевозок находится в условиях неопределенности, и данная неопределенность касается всех видов отправок, в том числе повагонных, считает она.

Преференциями, если они будут, смогут воспользоваться отдельные предприятия крупного бизнеса, а интересы малого и среднего, соответственно, будут учитываться по остаточному принципу.

«К тому же мы видим высокие риски для обеспечения транспортной безопасности промышленности, увеличения стоимости грузовых перевозок и роста эксплуатационных затрат в сфере железнодорожного транспорта. При этом мотивационные стимулы для повышения эффективности перевозок со стороны ОАО «РЖД» снижаются, как в инвестиционной сфере, так и в сфере организации движения. Следует учитывать, что железнодорожная сеть имеет ограниченные пропускные способности на всех основных маршрутах перевозок грузов», – говорит С. Брокар.

Она полагает, что ОАО «РЖД» вместе с Минтрансом России и заинтересованными ведомствами должно разработать и представить для широкого обсуждения модель работы грузового ж/д транспорта с учетом новаций, раскрыть объемные плановые показатели перевозок грузов по направлениям и маршрутам, а также квоты, которыми могут воспользоваться крупные грузоотправители по регулируемым тарифам.

Эта модель также должна включать порядок недискриминационного доступа к услугам РЖД по перевозке грузов, увязанной с системой планирования перевозок. Также необходимо и технико-экономическое обоснование: какие проекты ОАО «РЖД» предлагает реализовать за счет средств грузовладельцев и сколько инвестиций получить, сколько тарифных и нетарифных доходов планируется получить от потребителей услуг.

«Без ответов на вышеназванные вопросы участники рынка могут только предполагать уровень рисков для бизнеса», – подытоживает С. Брокар.

Предлагаемые поправки нуждаются в публичном обсуждении и корректировке, поскольку затрагивают вопросы ключевые вопросы равного доступа к инфраструктуре общего пользования, добавляет заместитель генерального директора СУЭК по логистике Денис Илатовский.

«Транспортное сообщество в той или иной форме обсуждает аналогичные вопросы несколько лет и существует устойчивый консенсус о принципиальной необходимости сохранения принципа публичного характера договора перевозки по железной дороге. Эту позицию высказал также премьер-министр Дмитрий Медведев в октябре 2018 года и многократно подтверждала ФАС России. Для серьезного обсуждения этих инициатив не хватает также анализа их целесообразности рисков и последствий», – комментирует он.

Д. Илатовский подчеркивает, в настоящее время уже существуют приоритетные виды отправок: воинские, пассажирские и некоторые другие. И можно предположить, что в ряде ситуаций перевозки абсолютно всех видов грузов можно признать особо значимыми. Например, перевозка зерна и сельхозпродукции на внутренний рынок, поставка энергоносителей для потребителей ЖКХ и энергетики или металла, песка и щебня для строительства объектов государственного значения, перевозка контейнеров в рамках соглашений со стратегическими иностранными партнерами и т. д.

«За подобными рассуждениями теряется главная цель – развитие государственной инфраструктуры. Железные дороги нужно строить в необходимом объеме, так же как и автомобильные, линии электропередачи, порты, коммунальные сети», – отмечает заместитель гендиректора СУЭК.

Что касается приоритетов для инвесторов, здесь, по его мнению, если их ввести, опять придется выбирать, кто из инвесторов в приоритете. Для того чтобы не попадать в этот замкнутый круг, уже сейчас есть разделение рисков: грузоотправитель инвестирует в свое производство, оператор – в вагоны, перевозчик – в развитие инфраструктуры, стивидоры – в порты.

С осторожностью относится к инициативе и независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. С его точки зрения, данная инициатива противоречит антимонопольному законодательству, закрепляющему равный доступ к объектам инфраструктуры всем субъектам рынка железнодорожных перевозок.

«Сейчас законом предусмотрен приоритет перевозки грузов только для ликвидации последствий ЧС, а введение приоритетного доступа станет нарушением условий публичных договоров с грузоотправителями. Рынок не готов к тому, что нововведение позволит некоторым компаниям улучшить свою логистику, но за счет других перевозчиков. Операторы вагонов также недовольны предлагаемой инициативой, так как она негативно отразится и на повагонных перевозках: нововведение существенно изменит действующую систему отношений участников рынка, в том числе операторов – они получат дополнительные обязательства и риски, в то время как РЖД получат дополнительные полномочия», – говорит он.

Ранее ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов заявил РЖД-Партнеру, что появление данных предложений РЖД обусловлено тем, что пропускные и провозные способности отдельных участков железных дорог страны практически исчерпаны. Выделение приоритетных клиентов и грузов, видимо, должно помочь в решении этой проблемы, по мнению РЖД, отмечает эксперт.

Если допустить, что предлагаемые изменения будут приняты, он не исключает того, что сверхзагруженными станут другие участки сети железных дорог страны, а приоритетных клиентов станет слишком много и уже из них начнет образовываться очередь на перевозку.

«В результате перевозки по железной дороге могут если не остановиться совсем, то скорость их может заметно снизиться, что, несомненно, повлияет и на пассажирские перевозки. Не стоит забывать и о том, что, согласно законодательству, предусмотрен равный и недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры, поэтому предлагаемое деление клиентов и грузов на тех, которые равны и которые равнее, может отрицательно сказаться на отечественной экономике, ухудшить положение целых отраслей в РФ», – высказался Д. Баранов.

Более того, он не исключил, что в результате таких предложений могут пострадать сами РЖД: компания рискует лишиться части доходов, так как с сети железных дорог может уйти большое число грузоотправителей. Многие предпочтут перейти на доставку другими видами транспорта.

Добавим, что генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян заявил о том, что введение понятия особо значимых грузов, обязанность операторов предоставлять вагоны и контейнеры и приоритет тем, кто инвестирует в расширение пропускной способности сети нарушает фундаментальный принцип недискриминационного доступа к ней, создает риски возникновения серого рынка торговли пропускной способностью инфраструктуры и увеличения транспортных издержек предприятий.

Юрий Саакян отмечал, что создание механизмов возмещения инвестиций для крупных инфраструктурных проектов очень востребовано. Однако такие механизмы не должны дискриминировать кого-либо из участников перевозочного процесса.

По оценкам ИПЕМ, в направлении Восточного полигона за прошлый год свои грузы направили более 1,5 тыс. компаний с более чем 1,4 тыс. железнодорожных станций, а общий перечень грузов превысил 1,7 тыс. наименований. «В таких масштабах риск того, что чьи-то интересы будут ущемлены в результате закрепления пропускной способности за несколькими компаниями, очень высок, а такой подход противоречит национальным интересам», – сказал Ю. Саакян.

«Не надо делать из железнодорожного транспорта инструмент государственной монетарной политики, перераспределения поддержки и доходов между отдельными компаниями и отраслями. Для этого у государства есть налоговая система и государственные программы с бюджетным финансированием. Недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре – это ключевой принцип стабильности работы экономики и важнейший фактор конкурентоспособности российских производителей на внешних рынках», – резюмировал Ю. Саакян.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions