+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.03.2020 09:47:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Региональные подземки: почему, перевозя пассажиров, они приносят убытки?

На сегодняшний день метро операционно не убыточно только в городе Москве. Речь сейчас не идет о  вложении средств в строительство метрополитена, это очень затратные вещи, естественно, никакой город или регион, кроме одного, это дело не тянет. Такое мнение высказал первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов. РЖД-Партнер решил разобраться, почему метрополитен в регионах несет убытки и что с этим делать.
Сегодня в стране насчитывается семь действующих метрополитенов и один метротрам. Помимо заведомо прибыльного московского метро, в России подземки функционируют в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре. В Волгограде работает гибрид скоростного трамвая и метро – метротрам. Первые метры тоннелей для всех действующих метрополитенов прокладывали еще в СССР. Даже для казанской подземки – единственной системы, открытой не в СССР, а в России, – подготовительные работы начали еще в конце 1980-х гг.

Для того чтобы понять, почему метрополитены, кроме столичного, не приносят прибыль, нужно знать, почему и как принималось решение их сооружать. В советское время существовало негласное, но очень четкое правило, что город-миллионник должен строить метро. Это не было закреплено в законодательстве, но все знали, что если в городе родился миллионный житель – пора разворачивать строительство подземки. Метро как будто символизировало некий качественный скачок в истории города. Так появился самый короткий в мире метрополитен в Днепропетровске длиной 7,8 км и его собратья в Самаре (10,3 км) и Ереване (12,1 км). Из-за негласного правила в землю закапывали и продолжают закапывать миллиарды рублей. В России метро действительно нужно только в нескольких городах. В остальных это будут убыточные и неэффективные системы, что мы и наблюдаем сегодня. Главная причина – неправильная трассировка будущих линий и отсутствие людей, метро не может приносить прибыль, когда в нем нет большого и стабильного пассажиропотока.

Согласно данным Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в столице средняя стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 млрд руб., срок строительства – от 5 до 6 лет; стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом мелкого заложения – 4,5 млрд руб., срок – от 2 до 3 лет.

В регионах немного дешевле, но все равно очень дорого. Председатель комитета по строительству городской администрации Екатеринбурга Николай Сметанин сообщил, что специалисты оценили проектные работы по строительству второй линии Екатеринбургского метрополитена в 2,5–3 млрд руб., а сооружение – в 75 млрд. За эту сумму можно построить, к примеру, почти 1 тыс. км трамвайных путей или закупить 800 новых трамваев сочлененной конструкции.

Однако существует в России и контрпример – региональный метрополитен в Новосибирске, который сам себя окупает.

На запрос РЖД-Парнера в Новосибирском метрополитене пояснили, что в отличие от других метрополитенов там осуществляют самостоятельную программу капитального ремонта вагонов заводского объема, что ведет к значительной экономии средств.

«Для выполнения данного вида ремонта в электродепо «Ельцовское» была создана ремонтная база, которая позволяет производить ремонт значительно дешевле, чем на заводе в Москве. Данный вид ремонта продлевает срок эксплуатации вагона на 15 лет. В 2019 году капитально отремонтировано восемь вагонов и начат ремонт еще двух. На предприятии активно внедряются новые технологии, постоянно ведется работа по повышению качества перевозки пассажиров. Метрополитен окупается за свой счет, даже с учетом того, что в Новосибирске самый низкий стране тариф на проезд в метро – 25 руб.», – пояснили в пресс-службе новосибирской подземки.

«Размашистые оценки в отношении региональных метрополитенов, что они являются планово убыточными, неинтересными – это чересчур сильное заявление. В этом отношении Новосибирский метрополитен отличается в лучшую сторону. Это единственный метрополитен, за исключением Московского, который не получает субсидий, дотаций из бюджета города, области и бюджетов других уровней. Он самостоятелен, самодостаточен и эффективен», – отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

Эксплуатационная длина двух действующих линий новосибирского метро – 15,9 км, общее количество станций – 13. В 2019 году метро воспользовались 84,5 млн пассажиров (+1,4 млн к 2018 г.) . Несмотря на то, что последняя станции новосибирского метро была открыта в 2010-м, доля пассажиров, пользующихся его услугами, возрастает и на сегодняшний день составляет в общем объеме городских перевозок 20,2% (+0,3%), а в перевозках, осуществляемых муниципальным транспортом, – 50,4% (+1,4%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions