Проект High Speed 2 (HS2) задумывался как флагманская высокоскоростная железнодорожная магистраль, соединяющая Лондон с Бирмингемом и другими крупными городами на севере Англии. Анонсированный в 2009 году, он сразу позиционировался как проект способный стимулировать экономику регионов и снизить нагрузку на автодороги.
Первоначальная стоимость проекта оценивалась в £33 млрд, однако уже к 2020 году она выросла до £100 млрд. Основными причинами стали экологические протесты, бюрократические задержки и необходимость пересмотра маршрута. В 2023 году власти Великобритании были вынуждены свернуть северный участок Бирмингем – Манчестер, сославшись на дефицит средств. Ранее была отменена и ветка до Лидса.
Несмотря на то, что строительство первого этапа продолжается, HS2 стал символом просчетов в управлении мегапроектами и вызвал широкую общественную дискуссию о целесообразности инфраструктурных инвестиций в условиях растущего давления на бюджет. РЖД-Партнер следит за реализацией скандального проекта.
Калифорнийская высокоскоростная магистраль: проект без горизонта завершения
В США строительство высокоскоростной железной дороги в Калифорнии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско было одобрено избирателями на референдуме еще в 2008 году. Тогда на проект было выделено почти $10 млрд, а его полная стоимость оценивалась в $40 млрд. Линия длиной 800 миль должна была сократить время в пути до 2 часов 40 минут и стать первой полноценной скоростной магистралью в стране.
Однако уже к 2024 году смета выросла до $135 млрд, сроки сдачи существенно сдвинулись, а из планируемых 800 миль фактически строится лишь сегмент в Центральной долине длиной около 200 миль. Задержки объясняются сложностями в согласовании маршрута, протестами местных жителей, судебными исками, а также нехваткой частного финансирования.
Проект продолжает существовать в урезанном виде, но его исход все еще неопределен. Согласно последним новостям, без частных инвестиций реализация проекта невозможна.
«Штутгарт 21», Германия: дорогостоящая перестройка узла
Масштабная реконструкция железнодорожного узла в Штутгарте началась с громких обещаний в 1994 году. Проект «Штутгарт 21» должен был модернизировать существующую инфраструктуру, включающую строительство нового подземного вокзала, 80 км новых путей и тоннелей. Первоначальный бюджет составлял €2,5 млрд, а завершение намечалось на 2019 год.
Однако с началом активного строительства в 2010 году проект начал сталкиваться с многочисленными вызовами – от геологических рисков до соблюдения жестких экологических норм, включая переселение тысяч рептилий. Протесты граждан, судебные тяжбы и сложности с подрядчиками постоянно сдвигали сроки.
По состоянию на 2024 год затраты превысили €11 млрд. Хотя в 2023 году были завершены работы по прокладке основных тоннелей, Deutsche Bahn перенесла дату открытия вокзала на 2026 год. При этом в мае того же года суд признал компанию ответственной за перерасход, что спровоцировало очередной виток споров.
Железнодорожная линия ССАГПЗ: распыленные обещания Персидского залива
Железнодорожная магистраль, которая должна соединить шесть стран Персидского залива – ОАЭ, Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт, Бахрейн и Оман, была утверждена в 2009 году как символ региональной интеграции. Первоначально проект оценивался в $14 млрд, а его реализация планировалась к 2018 году.
Однако к 2016 году из-за падения цен на нефть и экономической нестабильности реализация проекта была приостановлена в большинстве стран. ОАЭ и Саудовская Аравия продолжили строительство отдельных участков, но единая координация отсутствовала. Возобновление активности произошло лишь в 2022–2023 годах. Например, Оман и ОАЭ подписали контракт на 303-километровую линию между Абу-Даби и Сохаром.
Сегодня стоимость всего проекта оценивается уже в диапазоне от $167 до $250 млрд – в 15 раз выше исходной сметы. Несмотря на заявления о завершении к 2030 году, экономическая модель и график остаются крайне неопределенными.
The Line (Neom), Саудовская Аравия: футуризм без сроков
Проект Neom в Саудовской Аравии – пожалуй, самый радикальный и дорогостоящий из всех упомянутых. В его составе – город The Line: линейный мегаполис протяженностью 170 км и высотой зданий в 500 метров, где вся транспортная система, включая железную дорогу, должна находиться под землей.
The Line анонсировался как образец устойчивого города будущего, рассчитанного на 9 миллионов жителей. Но с момента начала работ в 2022 году проект столкнулся с технологическими и климатическими ограничениями. Эксперты ставят под сомнение как реалистичность сроков, так и саму архитектурную концепцию, требующую еще не существующих решений в области логистики, вентиляции и энергоснабжения.
На фоне роста расходов планы были резко сокращены: к 2030 году планируется завершить лишь 2,4 км городской застройки – менее 2% от первоначального объема. Хотя формально проект продолжается, даже его разработчики признают, что реализован будет лишь фрагмент. Стоимость всего комплекса оценивается от $500 млрд до $2 трлн, а финансирование в основном идет из госбюджета – частный капитал пока не проявляет интереса.
Когда рельсы теряют направление
Все эти проекты демонстрируют, что грандиозные железнодорожные планы, независимо от страны, могут столкнуться с одними и теми же вызовами: переоценкой ресурсов, техническими ошибками, слабой координацией и отсутствием надежных финансовых моделей. От Лондона до Калифорнии, от Штутгарта до Персидского залива – ключевой урок очевиден: чем амбициознее железнодорожный мегапроект, тем важнее точный расчет и эффективное управление на всех этапах – от экономического обоснования до пуско-наладки.