+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.04.2021 13:28:10
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погода, ковид и льготная ипотека: противоречивая статистика отгрузки цемента

Погрузка цемента в марте 2021 года выросла по сравнению с прошлогодними показателями на 5%, до 2 млн т, сообщает ОАО «РЖД». Однако если сравнивать динамику с квартальной, то плюс меняется на минус: падение к прошлогоднему уровню достигло 3%, до 4,5 млн т. Эксперты противоречивую статистику РЖД комментируют однозначно: динамика станет однозначно положительной уже в II квартале.
Февральское падение

Железнодорожные перевозки цемента в I квартале 2021 года на российский рынок, по оценкам «СМПро», снизились на 2,9%. Снижение квартальных показателей произошло в основном из-за падения отгрузок почти на 11% в феврале. Причиной тому стали аномальные холода, утверждает Евгений Высоцкий, исполнительный директор CM PRO. «По данным Гидрометцентра России, февраль 2021 года стал самым холодным в России за последние 9 лет: на территории от западных границ страны до Якутии температура оказалась ниже нормы на 4–6 градусов, что также могло повлиять на объемы потребления цемента в феврале», – объясняет Е. Высоцкий.

В феврале 2021-го снизилось более чем на 13% и производство цемента, констатирует «СМПро». Отрицательные показатели зафиксированы и в импорте данной номенклатуры: по сравнению с показателями за прошлый год падение превысило 40%, экспорт тоже уменьшился, но не столь значительно – менее чем на 9%. Итого падение потребления цемента в феврале 2021 года к февралю 2020-го – 15,1%.

В марте прирост отгрузок на железнодорожный транспорт составил 1,8%. Однако квартальную статистику данный прирост не сделал положительной.

Павел Иванкин, президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта, считает, что статистика не учитывает главного фактора – коронавирусных ограничений, которые были введены в марте 2020 года. «Если сравнивать I квартал 2021 года с I кварталом 2020-го, то нельзя не увидеть снижение, но я бы не делал какие-то критические и громкие заявления, что все плохо. Понятно, снижение на 3% – все равно отставание, но оно не столь критичное. Сейчас на цемент пока нет спроса», – рассуждает П. Иванкин.

Весна – время пробуждения деловой активности

Е. Высоцкий считает, что отрицательная статистика отгрузки цемента железнодорожным транспортом I квартала изменится уже во втором.

«В основном за счет более низкой базы апреля и мая прошлого года как результат ограничительных мер из-за COVID-19. Темпы роста отгрузки цемента в II квартале могут составить в базовом сценарии 6–8% по сравнению c аналогичным периодом прошлого года, за I полугодие – 2–4%», – рассуждает Е. Высоцкий.

П. Иванкин мнение эксперта разделяет и утверждает, что данная номенклатура всегда имела сезонные особенности.

«Если смотреть на динамику за предыдущие годы, то отгрузка цемента всегда растет весной. В 2021 году динамику роста по отгрузкам цементу обеспечат в основном национальные инвестиционные проекты. В первую очередь нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Этот рост прослеживается по динамике спроса на инертные грузы: растет отгрузка гравия и щебня, однако из-за того, что строительство жилья сейчас уже идет не столь активно, как в 2020 году, то идет и спад отгрузки цемента», – говорит П. Иванкин.

По данным экспертов, льготная ипотека на жилищное строительство, конечно, влияет на спрос цемента, но это всего 1-3% прироста годового потребления. По оценкам «СМПро», на индустриальное жилищное строительство приходится около 20% всего потребления цемента.

Вечное противостояние: авто или железная дорога?

В отличие от железнодорожных поставок, отгрузка цемента автотранспортом в I квартале 2021 года, по оценкам «СМПро», снизилась примерно на 15%.

«На отгрузку цемента автомобильным транспортом существенно влияют весенние временные ограничения движения. Минтранс России совместно с Федеральным дорожным агентством принял решение об отмене весенних временных ограничений движения, связанных со снижением несущей способности, по автомобильным дорогам федерального значения. Но местные и региональные дороги будут все равно закрываться на просушку», – продолжает Е. Высоцкий.

Эксперты утверждают: грузополучатель, выбирая способ доставки груза, руководствуется в первую очередь принципом уменьшения затрат. Автотранспортом перевозить дешевле, если расстояние между заводом и покупателем минимальное. Хотя даже в случае более длинных плеч клиент может выбрать доставку автотранспортом, если железнодорожная поставка не сможет обеспечить безостановочный производственный процесс.

«Потоки уже устоялись. Нельзя сказать, что в 2021 году появилось на рынке что-то новое и произошли массовые перетекания. Если они и есть, то, возможно, в рамках одного-двух клиентов. За последние три года изменилась лишь картография отгрузок: были законсервированы некоторые цементные заводы», – заключил П. Иванкин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions