Железнодорожные перевозки цемента в I квартале 2021 года на российский рынок, по оценкам «СМПро», снизились на 2,9%. Снижение квартальных показателей произошло в основном из-за падения отгрузок почти на 11% в феврале. Причиной тому стали аномальные холода, утверждает Евгений Высоцкий, исполнительный директор CM PRO. «По данным Гидрометцентра России, февраль 2021 года стал самым холодным в России за последние 9 лет: на территории от западных границ страны до Якутии температура оказалась ниже нормы на 4–6 градусов, что также могло повлиять на объемы потребления цемента в феврале», – объясняет Е. Высоцкий.
В феврале 2021-го снизилось более чем на 13% и производство цемента, констатирует «СМПро». Отрицательные показатели зафиксированы и в импорте данной номенклатуры: по сравнению с показателями за прошлый год падение превысило 40%, экспорт тоже уменьшился, но не столь значительно – менее чем на 9%. Итого падение потребления цемента в феврале 2021 года к февралю 2020-го – 15,1%.
В марте прирост отгрузок на железнодорожный транспорт составил 1,8%. Однако квартальную статистику данный прирост не сделал положительной.
Павел Иванкин, президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта, считает, что статистика не учитывает главного фактора – коронавирусных ограничений, которые были введены в марте 2020 года. «Если сравнивать I квартал 2021 года с I кварталом 2020-го, то нельзя не увидеть снижение, но я бы не делал какие-то критические и громкие заявления, что все плохо. Понятно, снижение на 3% – все равно отставание, но оно не столь критичное. Сейчас на цемент пока нет спроса», – рассуждает П. Иванкин.
Весна – время пробуждения деловой активности
Е. Высоцкий считает, что отрицательная статистика отгрузки цемента железнодорожным транспортом I квартала изменится уже во втором.
«В основном за счет более низкой базы апреля и мая прошлого года как результат ограничительных мер из-за COVID-19. Темпы роста отгрузки цемента в II квартале могут составить в базовом сценарии 6–8% по сравнению c аналогичным периодом прошлого года, за I полугодие – 2–4%», – рассуждает Е. Высоцкий.
П. Иванкин мнение эксперта разделяет и утверждает, что данная номенклатура всегда имела сезонные особенности.
«Если смотреть на динамику за предыдущие годы, то отгрузка цемента всегда растет весной. В 2021 году динамику роста по отгрузкам цементу обеспечат в основном национальные инвестиционные проекты. В первую очередь нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Этот рост прослеживается по динамике спроса на инертные грузы: растет отгрузка гравия и щебня, однако из-за того, что строительство жилья сейчас уже идет не столь активно, как в 2020 году, то идет и спад отгрузки цемента», – говорит П. Иванкин.
По данным экспертов, льготная ипотека на жилищное строительство, конечно, влияет на спрос цемента, но это всего 1-3% прироста годового потребления. По оценкам «СМПро», на индустриальное жилищное строительство приходится около 20% всего потребления цемента.
Вечное противостояние: авто или железная дорога?
В отличие от железнодорожных поставок, отгрузка цемента автотранспортом в I квартале 2021 года, по оценкам «СМПро», снизилась примерно на 15%.
«На отгрузку цемента автомобильным транспортом существенно влияют весенние временные ограничения движения. Минтранс России совместно с Федеральным дорожным агентством принял решение об отмене весенних временных ограничений движения, связанных со снижением несущей способности, по автомобильным дорогам федерального значения. Но местные и региональные дороги будут все равно закрываться на просушку», – продолжает Е. Высоцкий.
Эксперты утверждают: грузополучатель, выбирая способ доставки груза, руководствуется в первую очередь принципом уменьшения затрат. Автотранспортом перевозить дешевле, если расстояние между заводом и покупателем минимальное. Хотя даже в случае более длинных плеч клиент может выбрать доставку автотранспортом, если железнодорожная поставка не сможет обеспечить безостановочный производственный процесс.
«Потоки уже устоялись. Нельзя сказать, что в 2021 году появилось на рынке что-то новое и произошли массовые перетекания. Если они и есть, то, возможно, в рамках одного-двух клиентов. За последние три года изменилась лишь картография отгрузок: были законсервированы некоторые цементные заводы», – заключил П. Иванкин.