• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.13 0 EUR ЦБ РФ 81.74 0
    BTC 62071.19 usd BTC 4317671.98 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2021 10:17:10
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Пилотный проект на сети РЖД: за железнодорожниками присмотрит цифровой HR

В стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной в холдинге в октябре текущего года, среди более чем полусотни проектов в этой сфере наиболее обсуждаемым в блогах является пилотный проект цифрового HR.
Пилотный проект на сети РЖД: за железнодорожниками присмотрит цифровой HR
Попробуем разобраться…

Когда заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Евгения Чаркина спросили, когда роботы заменят людей на железной дороге, ведь в стратегии холдинга сказано о внедрении безлюдных технологий, то он ответил кратко так: «Полностью – никогда. Человека заменят не андроиды из стекла и пластика, а программные роботы».

Например, работа по созданию беспилотного подвижного состава по мере развития технологий автоведения трансформирует профессию машиниста в оператора локомотива. Иными словами, это изменит требования и характер его деятельности. Соответственно в процессе цифровизации претерпят существенные изменения и большинство других профессий. Среди них – диспетчеры, операторы по обслуживанию и ремонту вагонов, монтеры и механики, работники инженерных специальностей.

Что оценивает искусственный интеллект?

Кроме того, на сети запущен пилотный проект, в рамках которого программа с элементами искусственного интеллекта оценивает тренды поведения персонала. Это, собственно, и есть цифровой HR.

Здесь имеется несколько направлений. Первое – автоматизация в службе кадров, применяемая при подборе сотрудников. Она помогает оценить степень соответствия их предъявляемым требованиям.

Другое направление – аналитика трендов поведения персонала с элементами искусственного интеллекта. Ранее, напомним, для этого прибегали к услугам психологов. Один из тестов, например, позволял оценить лидерские качества персонала. Однако это была довольно-таки трудоемкая процедура: тестирование одного человека занимало более часа. А потом еще требовалось время на обработку ответов.

Специальные тренинги опробовались при подготовке персонала, который работает с пассажирами. Например, как разъездным кассирам-контролерам в электричках выработать такую манеру общения, которая не будет провоцировать конфликты. Нечто подобное должны были освоить и проводники в поездах дальнего следования.

При этом предполагалось отслеживать поведение персонала с помощью носимых приборов видеозаписи. Поначалу записи выборочно должен был просматривать психолог. Однако это опять-таки трудоемкая процедура.

Проще, если анализом займется программный робот. Современные системы видеоаналитики позволяют делать нечто подобное. Скажем, распознавать интонации голоса, реагировать на ключевые фразы и учитывать характер жестов.

Секреты алгоритмов искусственного интеллекта, понятно, раскрывать никто не будет. Но считается, что подобная система сама по себе дисциплинирует. И одновременно позволяет ужесточить KPI для расчета интенсивности труда. Тут уже лишний раз не присядешь.

Цифра как измеритель интенсивности труда

Правда, одно дело, если количество персонала пропорционально нагрузкам. И другое – это когда один проводник работает на два вагона, что стало на ряде маршрутов едва ли не нормой.

Потому что, во-первых, на вакансию проводника кандидаты не стоят в очереди. И укомплектовать штаты непросто. А во-вторых, в пассажирских компаниях хотят сэкономить расходы за счет совмещения профессий и зон обслуживания.

Ну тогда уже не до аналитики, не до отбора лучших. Задача сводится к тому, чтобы просто укомплектовать штаты. Вероятно, потому и проект с искусственным интеллектом никак не выйдет на стадию тиражирования. Да и с программами генерирования подсказок в рамках первого направления пилот продвигается не очень гладко, поскольку кадровикам на местах не до изысков.

Робот для составления справок

Третье направление оказалось наиболее продвинутым. Оно касается создания внутренних сервисов по типу самообслуживания. В ОАО «РЖД» – масса инструкций. И у персонала большая потребность в получении справок и информации. Все это и пытаются автоматизировать. Иными словами, стараются заменить бумаги сервисами самообслуживания, уточнил Е. Чаркин.

После актуализации программы цифрового HR в ОАО «РЖД» заговорили о создании экосистемы внутрикорпоративных коммуникаций как комплекса взаимосвязанных каналов информирования и обратной связи.

Если ранее они были ориентированы на сервисы во внутренней сети компании, то сейчас создаются также и интернет-ресурсы, наполненные разнообразным контентом. Оно и понятно, когда у всех уже давно гаджеты. А внутренняя сеть привязана к корпоративному «железу». И если надо иметь документ под рукой там, где нет сетевого компьютера, то справку все равно придется распечатывать.

Трансформация на твердую тройку

Наверное, поэтому пока ОАО «РЖД» в реализации проектов цифровой трансформации в сравнении с ведущими железнодорожными компаниями мира оценивается на троечку с плюсом. Но это в холдинге считают уже достижением.

Ведь оценка цифровой зрелости ОАО «РЖД», проведенная в феврале 2019 года, была на уровне 2,76 балла по пятибалльной шкале. А в конце 2020-го тот же показатель вырос до 3,58 балла.

Также компанией Gartner был проведен сравнительный анализ цифровой зрелости ОАО «РЖД» по ключевым направлениям с крупнейшими компаниями транспортной отрасли. Из него следует, что в холдинге движутся по траектории цифровой трансформации в том же направлении, что и железнодорожные администрации других стран.

Правда, на Западе проекты цифрового HR считаются не более чем вспомогательным инструментом в работе аппарата управления. А ключевые направления цифровизации железнодорожной сети связаны прежде всего не с генерированием разного рода справок, а с использованием новых микропроцессорных устройств ЖАТ, совершенствованием систем управления движением поездов по радиоканалу через компьютер и углублением автоматизации сервисов техобслуживания подвижного состава. Главное – ускорить работу на объектах сети и повысить качество управления инженерными процессами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions