+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.02.2022 13:55:25
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозки по сети РЖД: претензий не меньше, но причины и суммы меняются

Активные участники процесса грузоперевозок на железных дорогах России не перестают выставлять друг другу претензии. Если что и меняется год от года, то в основном лишь суть предъявляемых требований и суммы исков. А вот работать так, чтобы поводов для претензий не возникало вообще, стремятся лишь немногие. Такой вывод можно было сделать по завершении делового семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», который РЖД-Партнер провел 17 февраля в Москве.
Вал мелких исков

Все участники перевозочного процесса пытаются защитить свои права любыми известными законными способами. Однако удовлетворять претензии в добровольном порядке почти никто не торопится, ввиду чего приходится решать вопросы в судебном порядке.

«Не все пойдут в суд. А те, кто соберется пойти, может забыть об этом или пропустить срок исковой давности. Поэтому немножко наивно надеяться на то, что все претензии будут исполняться в добровольном порядке», – подчеркнула адвокат, управляющий партнер юридической компании «Проценко и партнеры» Татьяна Проценко.

Она отметила и общую тенденцию, сложившуюся в российской судебной практике. В частности, выросло количество дел, связанных с нарушением сроков доставки грузов в сфере железнодорожных перевозок, где суммы изначально заявленных исковых требований в отношении штрафных санкций составляют всего 10–15 тыс. руб. По мнению Т. Проценко, подобная статистика свидетельствует о том, что постепенно сокращаются сроки доставки, гораздо реже растягивающиеся надолго. Но вместе с тем стало гораздо легче обращаться в соответствующие инстанции с претензиями и исками. Тогда как раньше большинство грузоотправителей даже не пошли бы судиться за незначительные суммы, т. к. надо было собирать кучу бумаг, направлять претензию, потом идти к юристу, готовить исковое заявление, еще и на судебные заседания ходить.

Последствия юридической неопытности

Вместе с тем в судебной практике до сих пор нередки случаи, когда заявители путаются в определении момента исчисления срока исковой давности, который составляет один год. Т. Проценко напомнила о том, что этот срок исчисляется с момента наступления события, а не после ответа претензии в адрес РЖД или после ответа компании. Обжечься на этом умудрились даже в Минобороны, где, в частности, заключали с РЖД государственный контракт на перевозку, по которому в дальнейшем возникли вопросы. Так, в суде ответили, что все подсчеты министерства оказались верны и что виновному пришлось бы выплатить штраф, но срок исковой давности истек буквально за месяц до подачи иска.

Т. Проценко напомнила еще и о том, что перевозчик, согласно ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ, может предъявлять иски к грузоотправителю или грузополучателю в течение года с момента события, послужившего основанием для предъявления иска. При этом в статье есть одна особенность, которая касается взыскания штрафа за неисполнение заявки: там течение срока исковой давности начинается через 5 дней после выставления штрафа.

Как бы то ни было, пострадавшие в принципе не всегда выставляют претензии. Зачастую причиной этому служит отсутствие каких-либо документов, необходимых для строго регламентированной процедуры. Однако даже без некоторых из них все-таки можно обойтись. Об этом свидетельствует постановление пленума Верховного суда РФ от 22.06.2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства».

«Документы для претензий необходимо предоставлять в соответствии с уставом, регламентом. Но если нет возможности собрать какие-то документы, а тех, которые собраны, вполне достаточно для установления сути ситуации или размера претензии или же недостающие документы есть у ответчика, то строго соблюдать всю процедуру необязательно», – объяснил руководитель практики, лидер направления «Корпоративные споры» юридической компании Milton Legal Станислав Никиташев.

Новые тенденции в сфере судебных споров

Заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин заметил, что в большинстве случаев в роли подателей претензий выступают операторы, которые становятся и истцами. Таким образом, изучая сферу судебных споров на железнодорожном транспорте, необходимо уделять особое внимание этой относительно новой группе споров – между операторами как инициаторами споров и их клиентами, а также лицами, использующими вагоны операторов.

Кроме того, по словам Д. Семенкина, пул операторских компаний постоянно сокращается, особенно в категории крупных операторов, которые во многом задают стандарты этой деятельности. Соответственно грузоотправителям нужно с самого начала здраво оценивать своих партнеров и возможности для маневра во взаимоотношениях с ними.

Другая тенденция, сложившаяся в последние два года, но судебными исками почему-то не заканчивающаяся, – это искусственно созданные ситуации с задержкой вагонов в пути следования по причине занятости фронта выгрузки-разгрузки у грузополучателя. В частности, участник перевозочного процесса получает извещение о том, что пути заняты и что его вагоны пришлось бросить в пути следования, после чего подписывает акт общей формы, хотя видит, что в реальности пути свободны.

«Не возразив и подписывая акт общей формы, вы теряете возможность возместить свои убытки, возможную компенсацию до 5–10%. Призываю объединиться и решить эту проблему раз и навсегда обращением, например, в ФАС, что касается навязывания договора об увеличении сроков доставки. Давайте объединяться», – резюмировала ведущий юрист ООО «ЖД Консалтинг» Маргарита Русакова.

Электронный претензионист в помощь клиентам

Больше года назад активно стартовала и теперь вовсю работает система «Электронный претензионист», разработанная для РЖД специалистами РУТ (МИИТ). Этой услугой уже воспользовались 3376 клиентов. По словам Вероники Нутович – директора научно-образовательного центра «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ), завкафедрой «Цифровые технологии управления транспортными процессами» РУТ (МИИТ), за 2021 год через личный кабинет в системе было получено 4430 претензий.

Появились и новые возможности, которые были сформированы исходя из обращений клиентов, уже начавших работать в «Электронном претензионисте» и отмечавших его удобства и неудобства. В частности, возникали просьбы о том, чтобы юридические компании, представляющие свои услуги клиенту, могли бы самостоятельно от его имени предъявлять претензию. Такая возможность отныне предоставлена – подать претензию можно в электронном виде через личный кабинет. Также реализована возможность указывать при оформлении претензии свои реквизиты, включая исходящий номер и дату. Ранее, по словам В. Нутович, машина сама формировала входящий номер, который присваивает ОАО «РЖД», а документа со стороны клиента не было.

«Для клиентов сделан перечень претензий, которые уже были предъявлены ранее, и предоставлена возможность сортировки, фильтрации этого перечня по всевозможному набору реквизитов: категории, сумме, дате, номеру, причем как по собственному, так и по номеру, присвоенному РЖД. Более того, перечень можно выгрузить во внешний файл в формате Excel», – отметила В. Нутович, добавив, что это далеко не полное перечисление всех положительных новшеств системы «Электронный претензионист».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions