+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2022 14:12:18
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Падение рынка, спрос на зерновозы и б/у вагоны: каким был железнодорожный лизинг в 2022 году

Весной эксперты прогнозировали спад лизинга железнодорожного подвижного состава на фоне санкций. В 2022-м снизились объемы перевозок по сети РЖД, что привело к сокращению спроса и на лизинг вагонов. В новом году ожидается незначительный, но все-таки рост.
Значительного роста не ожидают

В 2022 году рынок лизинга железнодорожного подвижного состава проходил трансформацию на фоне переориентации экспорта на другие направления, развития новых логистических связей, прокладывания дополнительных маршрутов и каналов экспорта, а также повышения весной ЦБ РФ ключевой ставки.

По результатам 2022 года в целом эксперты не ожидают роста объемов нового бизнеса и лизингового портфеля. Подтверждают это и данные ОАО «РЖД» о снижении погрузки за январь – ноябрь на 3,6%, до 1 млрд 131,7 млн т.

«В дополнение к геополитике возросшие кредитные риски из-за спада деловой активности подстегивают аккуратнее относиться к выбору лизингополучателей и увеличивать размеры аванса и ставки аренды», – добавляет замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.

По данным агентства «Эксперт РА», рынок лизинга железнодорожной техники по итогам 9 месяцев 2022-го составил 153 млрд руб., снизившись на 11%. Эксперты агентства прогнозируют умеренное падение рынка лизинга в пределах 10% на конец года. О падении на 12% говорит управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская.

На фоне снижения погрузки в текущем году и падения спроса на лизинг, по данным ИПЕМ, отмечается рост вагонного парка, который не задействован в перевозках. При этом генеральный директор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов обращает внимание на существенный дефицит именно новых вагонов, связанный в этом году не с невозможностью производителей быстро насытить растущий спрос, а с макроэкономической и геополитической ситуацией.

Оптимальная структуризация

В текущем году из-за внешних ограничений сформировался дефицит комплектующих, а именно – кассетных подшипников. Это, как известно, привело к падению производства инновационных вагонов. Однако больше всего вырос спрос на нефтеналивные вагоны-цистерны из-за переориентации экспортных потоков и эмбарго на морские перевозки, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

В «Регион Лизинг» увидели повышенный спрос на зерновозы и цистерны в этом году. Также востребованными были традиционные полувагоны и платформы. А в «ВТБ Лизинг» из 18 тыс. грузовых вагонов, которые передали клиентам за 2022 год, 56% пришлось на хопперы, 31% – на полувагоны. Платформы и цистерны были наименее популярны среди перевозчиков.

«Судя по объему производства, наиболее востребованы полувагоны (это 45% от общего объема производства) и платформы (32%). Востребованность платформ подтверждена и наличием дефицита данного вида вагонов на сети. Хорошая заинтересованность у рынка и в вагонах-хопперах. Это, пожалуй, один из перспективных парков и в 2023 году, так как связан с продовольствием, жизненно важным продуктом для населения», – считает директор управления по работе с крупнейшими клиентами (ж/д, недвижимость) АО «Сбербанк Лизинг» Маргарита Кривчикова.

Отметим, что, по данным РЖД, погрузка зерна с начала года снизилась на 6%, нефти и нефтепродуктов – на 0,3%, химических и минеральных удобрений – на 6,5%. «Одни из самых востребованных лизинговых продуктов в этом и следующем годах – это лизинг б/у вагонов и возвратный лизинг подвижного состава. Первый продукт позволяет приобретать вагоны в условиях дефицита. Возвратный лизинг позволяет компаниям получить оборотные средства, а также оптимально структурировать лизинговую сделку в условиях санкционных ограничений», – говорит Р. Мухамедов.

Будущее – под вопросом

Какие лизинговые продукты будут востребованы в ближайшей перспективе на рынке подвижного состава и как будет развиваться сегмент подвижного состава в ближайшем будущем? Это довольно неоднозначные вопросы из-за наличия многих неизвестных в данной цепочке.

По прогнозам ИПЕМ, в 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3–4,8%. Это приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов. Эксперты Freedom Finance Global, указывая на дефицит инновационных вагонов, прогнозируют дальнейший спрос на них на рынке подвижного состава.

На данный момент производственные мощности вагоностроителей расписаны практически до середины 2024-го, отмечает Р. Мухамедов. Поэтому в следующем году дефицит полностью не исчезнет. «Развитие железнодорожной сети в сторону восточных соседей РФ только увеличит потребность в вагонах различного типа», – говорит генеральный директор «Регион Лизинг».

«Если ситуация останется такой, как сейчас, то каких-то существенных провалов не ожидается, а, например, в новом бизнесе цистерн ожидается рост доходности из-за повышенного спроса, будет закрываться отложенный спрос из-за проблем с подшипником в 2022 году на инновационные полувагоны, также сохранится интерес к крытым вагонам», – рассуждает О. Ивановская.

По прогнозам «ВТБ Лизинг», ожидается востребованность полного спектра предлагаемых лизинговых инструментов. При возвратном лизинге как на б/у, так и на новые вагоны сделки быстрее одобряются, так как у участников сделки сокращаются временные затраты на экспертизу. Прямой лизинг применяется в основном для новых вагонов.

Будущее развития инновационных вагонов, обладающих повышенным спросом, также находится под вопросом в связи с высокой зависимостью от кассетных подшипников, которые поставлялись компаниями, отказавшимися работать с Россией», – комментирует младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions