+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.10.2019 09:15:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Осень испортила маркетинг РЖД

Сентябрь поправил тренд, который наблюдался в августе: вялая динамика погрузки на фоне снижения грузооборота, характерная для последнего месяца лета, сменилась по осени скромным приростом погрузки (106 млн т, +1%) при сопоставимом темпе роста грузооборота.
Последний в сентябре 2019-го увеличился до 212,6 млрд тарифных т-км, что на 1,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за этот же месяц приподнялся на 0,8% – до 269 млрд т-км.

Иными словами, статистика снижения отправок постепенно подтянулась за объемами доставок. Этим, собственно, и объясняется увеличение грузооборота. Одновременно статистика отразила некоторое удлинение плеч перевозок грузов и небольшое сокращение порожних пробегов.

Успех скромный

Однако успех выглядит весьма скромным: по итогам 9 месяцев текущего года погрузка все-таки осталась в отрицательной зоне (956,5 млн т, -0,9% к аналогичному периоду прошлого года).

Правда, грузооборот, оказался в плюсе: как на груженых рейсах (1946,9 млрд тарифных т-км, +0,9%), так и с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии (2474,6 млрд т-км, +0,8%).

Тем не менее сводный результат ниже запланированного уровня, что указывает на снижение поступления из основного источника дохода ОАО «РЖД» – грузовых перевозок. Очевидно, корректировки инвестиционных программ в 2019 году в сторону понижения капиталовложений в модернизацию инфраструктуры в таком случае неизбежны.

Минус наложили на плюс

Итак, какие виды грузов в сентябре по погрузке оказались в плюсе? Это уголь (+3,8%), железная руда (+4,3%), минеральные удобрения (+4,3%), цемент (+4%), стройматериалы (+6,7%), промышленное сырье (+18,5%) и ряд небольших по объему номенклатур, которые в сумме оказались способными обеспечить заметный прирост (+8,5%) к аналогичному периоду прошлого года.

В минус ушли кокс (-1,9%), нефть и продукты ее переработки (-3,1%), черные металлы (-12,7%), лом (-12,5%), лес (-11,4%), цветная руда (-5,9%), химикаты и сода (-4,8%).

В целом картина сентября мало чем отличалась от августа за исключением двух номенклатур, по которым были предоставлены понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01.

Временные рокировки

Относительно угля меры сработали – определенные результаты принесло стимулирование объемов погрузки в южном направлении. И все же не этим объясняется прирост по углю.

Во-первых, на внутренних маршрутах ТЭЦ стали пополнять запасы топлива.

Во-вторых, на Дальневосточном направлении освободились площадки для накопления судовых партий угля на экспорт. Ранее там образовались брошенные поезда. Затем их стали поднимать, что и вызвало сгущение вагонопотоков в сторону угольных причалов. Складские рокировки в итоге и привели к повышению динамики погрузки.

Что в остатке?

Если по углю понижающие коэффициенты к действующим тарифам сыграли свою роль, то по отношению к наливным грузам результат в сентябре оказался все равно отрицательным. Хотя в августе казалось, что погрузка и по осени удержится сбалансированной. Но нет – движение вниз удержать не удалось.

Третье изменение коснулось зерна. Здесь минус сменился на нулевой результат. В целом сеть также выручили минерально-строительные грузы и так называемые прочие номенклатуры, погрузка которых ранее находилась ранее в отрицательной зоне.

Хотя стоит отметить, что как только поехал уголь, положительная динамика начала снижаться: стройгрузов погрузили на 3,5 п. п. меньше, чем в августе текущего года, а цемента, соответственно, на 3,7 п. п. Иными словами, практически пропорционально темпам прироста угля, на что, кстати, обратили внимание грузоотправители в рамках недавно состоявшегося транспортно-логистического форума «Грузовая панорама».

Надежды на октябрь

Тем не менее в ОАО «РЖД» сохраняют надежды на рост среднесуточной погрузки в октябре на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (нынешний план – 110,6 млн т против факта прошлого года – 108,4 млн т). Рост возможен с учетом отложенного спроса, который традиционно формируется в середине осени.

Однако следует учитывать, что на практике в планах только 40% от суммарных объемов обеспечено заявками грузоотправителей. Причем потом могут быть отказы от отправки, переносы сроков и объемов погрузки. Остальное планируется на основе маркетинговых прогнозов. Поэтому реальные объемы погрузки всегда отличаются от плановых показателей.

К тому же в холдинге уже не раз ошибались с маркетинговыми расчетами. Например, в июле было заявлено, что сеть в сентябре выйдет на рост в 1,2%, а в октябре – на 2,3%. Сейчас прогноз понижен до 2%. И нет обеспеченных предварительными заявками гарантий, что по итогам октября сеть выйдет на этот уровень.

Год несбывшихся надежд

Вместе с тем уже понятно, что на обещанный в ОАО «РЖД» 2%-ный прирост по итогам погрузки текущего года надеяться сложно. И даже на недавно скорректированный результат +1,5% – тоже.

Эксперты ожидают, что, скорее всего, ОАО «РЖД» по итогам 2019-го выйдет на уровень предыдущего года. Этот вопрос также обсуждался на форуме «Грузовая панорама». Осенний рост протекает гораздо скромнее, чем ожидалось ранее. Поэтому преодолеть негативные тренды, сложившиеся с конца весны, крайне затруднительно.

Также необходимо помнить, что объемы погрузки на сети в текущем году учитываются вместе с результатом, полученным на железных дорогах Якутии, который по участку Нерюнгри-Пассажирская – Томмот составляет не менее 5,5 млн т в год, или 0,4% от объемов погрузки ОАО «РЖД». И по идее, на данный факт тоже следует делать поправку. В таком случае итоговая погрузка может фактически уйти в небольшой минус.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions