Иными словами, статистика снижения отправок постепенно подтянулась за объемами доставок. Этим, собственно, и объясняется увеличение грузооборота. Одновременно статистика отразила некоторое удлинение плеч перевозок грузов и небольшое сокращение порожних пробегов.
Успех скромный
Однако успех выглядит весьма скромным: по итогам 9 месяцев текущего года погрузка все-таки осталась в отрицательной зоне (956,5 млн т, -0,9% к аналогичному периоду прошлого года).
Правда, грузооборот, оказался в плюсе: как на груженых рейсах (1946,9 млрд тарифных т-км, +0,9%), так и с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии (2474,6 млрд т-км, +0,8%).
Тем не менее сводный результат ниже запланированного уровня, что указывает на снижение поступления из основного источника дохода ОАО «РЖД» – грузовых перевозок. Очевидно, корректировки инвестиционных программ в 2019 году в сторону понижения капиталовложений в модернизацию инфраструктуры в таком случае неизбежны.
Минус наложили на плюс
Итак, какие виды грузов в сентябре по погрузке оказались в плюсе? Это уголь (+3,8%), железная руда (+4,3%), минеральные удобрения (+4,3%), цемент (+4%), стройматериалы (+6,7%), промышленное сырье (+18,5%) и ряд небольших по объему номенклатур, которые в сумме оказались способными обеспечить заметный прирост (+8,5%) к аналогичному периоду прошлого года.
В минус ушли кокс (-1,9%), нефть и продукты ее переработки (-3,1%), черные металлы (-12,7%), лом (-12,5%), лес (-11,4%), цветная руда (-5,9%), химикаты и сода (-4,8%).
В целом картина сентября мало чем отличалась от августа за исключением двух номенклатур, по которым были предоставлены понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01.
Временные рокировки
Относительно угля меры сработали – определенные результаты принесло стимулирование объемов погрузки в южном направлении. И все же не этим объясняется прирост по углю.
Во-первых, на внутренних маршрутах ТЭЦ стали пополнять запасы топлива.
Во-вторых, на Дальневосточном направлении освободились площадки для накопления судовых партий угля на экспорт. Ранее там образовались брошенные поезда. Затем их стали поднимать, что и вызвало сгущение вагонопотоков в сторону угольных причалов. Складские рокировки в итоге и привели к повышению динамики погрузки.
Что в остатке?
Если по углю понижающие коэффициенты к действующим тарифам сыграли свою роль, то по отношению к наливным грузам результат в сентябре оказался все равно отрицательным. Хотя в августе казалось, что погрузка и по осени удержится сбалансированной. Но нет – движение вниз удержать не удалось.
Третье изменение коснулось зерна. Здесь минус сменился на нулевой результат. В целом сеть также выручили минерально-строительные грузы и так называемые прочие номенклатуры, погрузка которых ранее находилась ранее в отрицательной зоне.
Хотя стоит отметить, что как только поехал уголь, положительная динамика начала снижаться: стройгрузов погрузили на 3,5 п. п. меньше, чем в августе текущего года, а цемента, соответственно, на 3,7 п. п. Иными словами, практически пропорционально темпам прироста угля, на что, кстати, обратили внимание грузоотправители в рамках недавно состоявшегося транспортно-логистического форума «Грузовая панорама».
Надежды на октябрь
Тем не менее в ОАО «РЖД» сохраняют надежды на рост среднесуточной погрузки в октябре на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (нынешний план – 110,6 млн т против факта прошлого года – 108,4 млн т). Рост возможен с учетом отложенного спроса, который традиционно формируется в середине осени.
Однако следует учитывать, что на практике в планах только 40% от суммарных объемов обеспечено заявками грузоотправителей. Причем потом могут быть отказы от отправки, переносы сроков и объемов погрузки. Остальное планируется на основе маркетинговых прогнозов. Поэтому реальные объемы погрузки всегда отличаются от плановых показателей.
К тому же в холдинге уже не раз ошибались с маркетинговыми расчетами. Например, в июле было заявлено, что сеть в сентябре выйдет на рост в 1,2%, а в октябре – на 2,3%. Сейчас прогноз понижен до 2%. И нет обеспеченных предварительными заявками гарантий, что по итогам октября сеть выйдет на этот уровень.
Год несбывшихся надежд
Вместе с тем уже понятно, что на обещанный в ОАО «РЖД» 2%-ный прирост по итогам погрузки текущего года надеяться сложно. И даже на недавно скорректированный результат +1,5% – тоже.
Эксперты ожидают, что, скорее всего, ОАО «РЖД» по итогам 2019-го выйдет на уровень предыдущего года. Этот вопрос также обсуждался на форуме «Грузовая панорама». Осенний рост протекает гораздо скромнее, чем ожидалось ранее. Поэтому преодолеть негативные тренды, сложившиеся с конца весны, крайне затруднительно.
Также необходимо помнить, что объемы погрузки на сети в текущем году учитываются вместе с результатом, полученным на железных дорогах Якутии, который по участку Нерюнгри-Пассажирская – Томмот составляет не менее 5,5 млн т в год, или 0,4% от объемов погрузки ОАО «РЖД». И по идее, на данный факт тоже следует делать поправку. В таком случае итоговая погрузка может фактически уйти в небольшой минус.