+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2021 17:22:29
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Операторы возражают против манипуляций на рынке перевозок по РЖД

Многие предложения законопроекта, связанного с уточнением статуса железнодорожных операторов, в случае их принятия полностью ухудшат сложившийся порядок работы в сфере грузовых железнодорожных перевозок, считают в Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава.
В своем письме председателю комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Евгению Москвичеву (имеется в распоряжении редакции) законопроект № 1195750-7 «О внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» в ассоциации назвали слабо проработанным, а также не согласующимся как с действующим законодательством, так и с технологией работы железнодорожного транспорта. Суть поправок, как уже писал журнал РЖД-Партнер (https://www.rzd-partner.ru/publications/rzd-partner/-17-453-sentyabr-2021/?PAGEN_2=2), заключается в том, что авторы законопроекта предлагают ввести регулирование количества вагонов на сети через понятие «потребный парк вагонов», создать реестр операторов, допущенных к осуществлению грузовых перевозок. Предложенные решения позволяют переложить ответственность за обеспечение контроля технического состояния вагонов с перевозчика на оператора и тем самым переключить с ОАО «РЖД» часть претензий за просрочку груза, поскольку появляются основания для взимания с операторов дополнительных сборов и штрафов за перевозку порожних вагонов.

Таким образом, реализация перечисленных механизмов будет иметь отрицательные последствия, поскольку они разработаны исключительно в интересах ОАО «РЖД», а сама отрасль абсолютно не подготовлена к подобного рода изменениям, поскольку именно от перевозчика, а не от оператора зависит выполнение целого ряда условий, которые хотят вменить операторам.

К чему приведут поправки?

Начнем с того, что методика определения потребного парка станет ограничивать поступление новых вагонов на сеть, что снизит загрузку производственных мощностей вагоностроительных заводов.

В настоящее время вагоностроительные заводы могут поставлять для грузовых перевозок вагоны в любом количестве по заказу клиентов. Это регулирует рынок через спрос и предложение на подвижной состав. А ОАО «РЖД» стремится ограничить размер рабочего парка (по сути, ввести лимиты на закупки вагонов), поскольку не успевает развивать инфраструктуру вслед за спросом на перевозки. Соответственно методика, которая будет создана в интересах монополии, не будет отражать потребностей рынка грузоперевозок.

Перевозчик заинтересован в жестком планировании перевозок. Однако борьба с неравномерностью перевозок на сети может вестись только в определенных пределах, поскольку речь идет о рыночной экономике в РФ. Она должна учитывать спрос и предложение, баланс которых колеблется. Поэтому на инфраструктуре РЖД должен быть создан резерв пропускной способности – по примеру того, как это делают стивидорные компании.

Вместо этого авторы законопроекта пытаются увязать работу над увеличением развернутой длины магистральных путей при росте перевозок с одновременным ограничением на увеличение вагонного парка. Такой подход будет сдерживать развитие российской промышленности. Кроме того, возникают риски нарушить структуру рабочего парка для удобства перевозчика, а не в интересах грузоотправителей.

Следовательно, данная методика создает риск дискриминации грузоотправителей за счет создания приоритетов при распределении порожних вагонопотоков в интересах перевозчика.

Таким образом, последний получит механизм наказания оператора за выставление претензий за просрочку доставки вагонов и за иные случаи нарушения своих обязанностей перевозчиком. Появится возможность создания препятствий в подсыле порожних вагонов грузоотправителю для одних операторов и создание преференций для других. Этот механизм может стать также инструментом принуждения оператора или грузоотправителя к отказу от выставленных штрафов перевозчику (через ограничения подсыла порожних вагонов). Иными словами, о подсыле порожнего подвижного состава придется договариваться с перевозчиком. В настоящее время у перевозчика есть 12 оснований, по которым может быть отказано в согласовании перевозки порожнего вагона, включая козырь в виде логконтроля. В случае принятия поправок права операторов и грузоотправителей будут еще больше урезаны, поскольку у перевозчика появится дополнительно еще не менее 5 причин для отказа. Причем сейчас отказ в приеме вагона перевозчику приходится обосновывать, если на этом будет настаивать клиент, а новшества открывают широкое поле для отказа, по сути, без объяснений, то есть просто сослаться на превышение размера потребного парка.

Коварные игры с допуском на сеть

Нерыночным выглядит и поправка, которая пытается собрать всех операторов в единую СРО – без учета особенностей природы операторских компаний и сложившегося рынка.

Коварным выглядит и создание реестра операторов, оказывающих услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов в качестве еще одного барьера для субъектов, оказывающих такие услуги. Фактически это означает подмену лицензирования деятельности и ограничение конкуренции с помощью введения дополнительного административного барьера.

В поисках стрелочника

Дополнительные риски для рынка несет и попытка навязать операторам обязанности, которые они не могут выполнить, поскольку не имеют рычагов влияния на перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры. Именно последний наделен правом на осуществление технического контроля за состоянием вагона и его узлов и деталей при нахождении вагонов на путях общего и необщего пользования.

У него имеются сетевые средства учета показателей, влияющих на эксплуатацию и ремонт вагонов, а оператор лишен доступа к ним в реальном времени. Он получает только выборки по правилам, которые устанавливает ОАО «РЖД». Например, они не предусматривают доступа к данным скоростемерных лент локомотивов и дефектоскопии вагонов-путеизмерителей.

Перевозчик не обязан сообщать оператору информацию с устройств, отслеживающих состояние вагона, включая данные аппаратуры, фиксирующих толщину обода и гребень колеса, нагрев буксовых узлов, состояние кузова вагонов (видеокамеры, датчики АСКО ПВ).

У перевозчика собрана библиотека технических документов производителей вагонов и их комплектующих, а также документов железнодорожных администраций, регламентирующих ремонт и эксплуатацию вагонов и их комплектующих. Но к ней доступ у операторов ограничен.

И это только некоторые примеры того, почему оператор не может эффективно следить за техническим состоянием вагонов на сети и оперативно принимать меры по совершенствованию планирования их ремонтов.

Кроме того, у оператора нет возможности следить за тем, как выполняются операции с парком на сети. Доказать, что с ними могут обращаться небрежно, крайне сложно. И нынешние поправки в статусе оператора могут дать повод для оправдания перевозчиком нарушений в местной работе, из-за которых увеличится риск возникновения транспортных происшествий.

Перевозчик стремится уйти от штрафов

Авторами законопроекта предложен также ввод новых видов сборов за изменение запросов-уведомлений на отправку порожних вагонов и штрафа за непредъявление порожнего вагона с отправителей порожних вагонов, которые могут исчисляться ежемесячно десятками миллионов рублей.

Однако следует иметь в виду, что операторы лишены доступа к АС ЭТРАН, где появляются инструменты автоматизированного согласования запросов-уведомлений во взаимодействии с клиентами. У оператора заключен договор с отправителем. И последний должен служить передаточным звеном для оператора, что затрудняет принятие решений по выполнению операций с вагонами. Особенно если клиент сам получает уведомления с опозданием.

Получается, что за просрочку согласований клиента с перевозчиком ответственность хотят переложить на оператора. На практике владелец вагона в большинстве случаев не может точно знать дату и время предъявления порожнего вагона к перевозке, поскольку не всегда ему перевозчик предоставляет данные, например, о задержках в уборке вагонов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions