+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.04.2020 10:39:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ОАО РЖД в текущем году планирует перевезти 6 млн TEU

Мультимодальные амбиции

В прошлом году российский контейнерный рынок вырос на 4,5%, до 5,1 млн TEU. По данным монополии, по итогам 2019-го количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах железнодорожного сообщения, выросло на 15,4% и составило около 562 тыс. TEU (было перевезено 8,9 млн т грузов, рост на 17,9%).

При этом груженый экспорт вырос за счет роста объемов экспорта в целом и контейнеризации цепочек экспортных поставок.

По итогам марта 2020-го, по данным ОАО «РЖД», по сети во всех видах сообщения было перевезено 3,5 млн т грузов в контейнерах, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока составила 1060 км/сут. (при плановом значении 931 км/сут.).

На этот год поставлена амбициозная задача – довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. В рамках комплексного плана уже заданы параметры по повышению качества контейнерных перевозок. Так, срок транзита на направлении Запад – Восток должен сократиться c 8,9 до 7 суток.

По прогнозу генерального секретаря Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадия Бессонова, рынок транспортных услуг в сфере контейнерных перевозок будет меняться. Будущие изменения он связывает, во-первых, с укрупнением рынка и появлением крупных экспедиторских компаний. Во-вторых, с наращиванием роли частных компаний, не являющихся дочерними компаниями РЖД.

Оживление на транзите

Привлечение транзитных грузопотоков наряду с контейнеризацией экспорта – одно из самых перспективных направлений для российского рынка, особенно для портов Дальнего Востока. Сегодня практически весь объем грузопотока между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы проходит через Суэцкий канал, для привлечения клиентов на маршруты через российские порты необходимо обеспечить максимально эффективную логистику.

Так, в прошлом году компании Maersk и «Модуль» запустили международный контейнерный транзитный сервис из стран Азии в Европу через морские терминалы группы Global Ports на Балтике и Дальнем Востоке. Общее транзитное время составило 18 дней, что вдвое быстрее, чем при традиционной перевозке через Суэцкий канал. Этот сервис включен в стандартную глобальную сеть Maersk под кодом «Азия-Европа-19» (АЕ-19) и доступен для клиентов компании во всем мире.

Перспектива увеличения транзитного потенциала, причем как автомобильного, так и железнодорожного, возможна за счет сокращения сквозных транзитных тарифов, ставок операционного лизинга для транспортных компаний, а также продолжения программы развития многофункциональных пяти- и шести­модульных логистических цент­ров, говорит Э. Мартиросян. По его мнению, сегодня у России есть все возможности ежегодно увеличивать объемы сухопутного транзита на 20–25%. Осенью прошлого года оживление на рынке вызвал закон о распространении действия нулевой ставки НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов по территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В ОАО «РЖД» отмечают, что введение нулевой ставки НДС позволит снизить затраты операторов и грузоотправителей. И, соответственно, это сделает еще более привлекательными условия транзита по сети железных дорог России, в том числе на больших дистанциях, при перевозках по Транссибу и БАМу.

Необходимость тесной конкуренции

Конкурентами железнодорожников на рынке контейнерных грузоперевозок традиционно являются автоперевозчики и водный (морской, речной) транспорт. Преимущества автомобильных контейнерных грузоперевозок очевидны – это, прежде всего, высокая скорость доставки, более низкие по сравнению с железнодорожными тарифы на небольших расстояниях, в среднем до 1 тыс. км, гибкий график отправок, охрана в пути, возможность доставки контейнеров от двери до двери без перевалки. На дальних, особенно транзитных, маршрутах серьезную конкуренцию железнодорожникам составляют морские перевозчики, главным образом за счет низких тарифов: стоимость перевозки с использованием большегрузных судов-контейнеровозов в 1,5–2 раза ниже.

«К конкурентным преимуществам железнодорожных контейнерных грузоперевозок следует отнести возможность эффективной организации регулярных массовых доставок контейнеров, экологичность данного вида транспорта и наличие разветвленной транспортной и терминальной сетей. По мере увеличения контейнерных грузопотоков меж­видовая конкуренция на рынке контейнерных грузоперевозок будет только возрастать», – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова.

Стоимость и сроки являются конкурентными преимуществами компаний, осуществляющих контейнерные перевозки. Но повысить конкурентоспособность железной дороги при перевозках контейнеров может помочь еще целый ряд мер. Так, по мнению заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, это позволило бы сделать сокращение количества документов и перечня сведений, необходимых для оформления транзитных грузов, следующих в контейнерах, до объема информации, имеющейся в железнодорожной накладной.

Где искать рост?

Другое дело, что сдерживающие факторы никто не отменял. Речь, в частности, идет о нехватке современных терминально-логистических центров в регионах. Так, например, представитель ООО «Рускон» отмечает, что грузовые дворы большинства железнодорожных станций не способны вместить большое количество приходящего груза. Внешнеторговые грузопотоки уже в значительной степени контейнеризованы, необходимо обеспечить привлекательность контейнеризации внутрироссийских грузопотоков. Нужен тесный диалог с администрацией РЖД, а также с крупными грузоотправителями, чтобы совместно расширять комплекс услуг на крупных грузообразующих станциях и на местах необщего пользования.

Задача по наращиванию перевозок в контейнерах может быть успешно решена только в парадигме win-win, отмечают в «РЖД Логистике». В частности, нужна совместная работа по следующим направлениям. Во-первых, увеличение контейнеризации, а именно – привлечение грузов с других видов транспорта, в том числе грузов малого и среднего бизнеса; развитие перевозок в специализированных контейнерах; применение инновационных решений в части тех­обслуживания и ремонта узлов крепления контейнеров; совершенствование нормативной документации; меры тарифного регулирования.

Во-вторых, необходимо применение более эффективных методов обработки грузопотока. И в-третьих, следует повысить эффективность взаимодействия с портами, органами таможенного контроля, иностранными железнодорожными администрациями.

Ажиотаж сервисов

Крупнейшими операторами железно­дорожных контейнерных перевозок являются ПАО «Трансконтейнер», ГК FESCO, ООО «Модуль» и т. д. Увеличить конкурентоспособность и контейнерооборот призван целый ряд сервисов, которые вводят эти компании.

В целом главными проектами и акцентами развития контейнерного рынка в 2020 году называют инфраструктурные, а также проекты автоматизации. Драйверами роста контейнерных перевозок считаются и внедряемые в России проекты на основе новейших технологий, например, на направлении порт Восточный – Транссибирская магистраль – порт Санкт-Петербург, которое связывает порты Южной Кореи и Японии с Северной Европой.

Участники рынка сейчас нацелены на увеличение модульности логистических центров и внедрение для всех типов контейнеров технологий RFID – ежесекундного учета движения, хранения и процессинга грузовой единицы в режиме реального времени (track-and-trace). «Я думаю, что совершенствоваться в 2020 году будут сервисы по комбинированным перевозкам – соde sharing», – отмечает Э. Мартиросян.

Как уже было сказано выше, всего ОАО «РЖД» в текущем году планирует перевезти 6 млн контейнеров TEU и довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров.

К 2024 году планируется четырехкратное увеличение объема железно­дорожных транзитных контейнерных перево­зок, а также сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности, с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней.

Планы амбициозные, но будут ли они реализованы в полном объеме, сейчас будет зависеть в том числе от ситуации с распространением коронавирусной инфекции.

Контейнерные перевозки, особенно международные, сильно зависят от изменений макроэкономики глобального рынка. Все, что происходит на мировом рынке, так или иначе сказывается и на российском рынке контейнерных перевозок.

Полную версию материала читайте в pdf- версии журнала по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions