+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.05.2022 08:57:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ОАО РЖД снова не хватает денег

Несмотря на все меры господдержки, на железнодорожной сети вновь образуется недобор инвестиций для развития Восточного полигона. Однако те аргументы, которые приводятся по этому поводу перевозчиком, вызывают целый ряд вопросов.
Итак, судя по данным, представленным ОАО «РЖД», в холдинге рассчитывают получить в 2022 году дополнительные доходы. Во-первых, за счет того, что ОАО «РЖД» получит докапитализацию из ФНБ в размере 250 млрд руб.

Во-вторых, холдингу предоставят отсрочку уплаты страховых взносов на II квартал в 42 млрд руб.

Кроме того, от продажи GEFCO ОАО «РЖД» рассчитывает получить 36,7 млрд руб. Однако в итоговом раскладе данная статья почему-то не принята в расчет. Это, вероятно, следует понимать так, что причитающиеся деньги в 2022 году не поступят.

Теперь сложим убытки. Потери доходов от снижения объемов грузоперевозок в 2022 году в ОАО «РЖД» к 2021-му прогнозируют в 197,2 млрд руб. К ним добавится еще 11,4 млрд руб. в связи с ростом расходов на обслуживание перевозок и выбытие потока доходов от продажи ДЗО в размере 52,2 млрд руб. Это следует трактовать так, что продажа GEFCO в 2022 году хоть и состоится, но доходов от нее не поступит.

Сюда следует приплюсовать взнос в уставный капитал ВЭБ.РФ (82 млрд руб.), рост затрат на выплату процентов по долгам (57,4 млрд руб.), потерю кредитного рычага (244,2 млрд руб.) и необходимость внести авансы под программу 2023 года для разворота работ на инфраструктуре (20 млрд руб.).
В итоге если сложить плюсы и минусы, то баланс получится отрицательным. Иными словами, свои финансовые потери ОАО «РЖД» оценивает в 372,4 млрд руб.
Их предполагается компенсировать за счет отказа от уплаты дивидендов ВЭБ.РФ и тарифных решений – отмены понижающих коэффициентов к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки угля и дополнительной индексации тарифа.

В итоге снова убытки?

Получается, что ОАО «РЖД» опять не хватает средств на развитие инфраструктуры в рамках госпрограмм несмотря на выделенные меры поддержки от государства. Вместе с тем у экспертов представленный ОАО «РЖД» расклад вызывает ряд вопросов.

Прежде всего вызывает удивление весьма солидная строка потерь от того, что холдинг лишился кредитного плеча. Здесь подразумевается, по всей вероятности, выбытие иностранных кредитов, на которые рассчитывали в холдинге.

«Однако непонятно, почему кредиторами компании не могут выступить отечественные банки и финансовые организации с учетом того, что это государственная компания и ликвидный системообразующий бизнес», – отметила независимый эксперт Мария Никитина.
Она же обратила внимание на указанный ОАО «РЖД» курс доллара для перерасчета в рубли. Он приведен в размере 81,4 руб., тогда как сейчас он опустился ниже 60 руб. за $1.

Другие эксперты указали на еще один показатель – прогнозируемые убытки от грузоперевозок. В основу расчета положена погрузка в 2022 году, которая, по прогнозам, окажется меньше на 5% по сравнению с 2021-м.

Однако при этом не взята поправка на то, что грузооборот на сети растет. И этот тренд может сохраниться и в дальнейшем. Иными словами, сложится существенная разница между динамикой погрузки и грузооборота. Между тем грузооборот тоже должен генерировать доход (https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/rzhd-zhdut-dokhodov-ot-kolesa-na-seti-raskrutili-t... ). А если грузооборот в итоге окажется в плюсе, то о каком убытке может идти речь?

Разночтения в методиках оценки

Участники рынка обратили внимание, что в ОАО «РЖД» не указали, на каких экономических сценариях построены расчеты. Судя по всему, отдельные показатели основаны на разных макроэкономических сценариях. Например, оценка курса рубля, размер инфляции и оценка источников тарифных доборов для компенсации убытков.

ОАО «РЖД» предложило для этого три варианта. В двух из них фигурирует отмена дивидендов ВЭБ.РФ и введение дополнительной отсрочки по уплате страховых взносов еще и в III квартале текущего года. А в дополнение к ним – тарифные доборы из двух источников: во-первых, за счет отмены понижающих коэффициентов на перевозки угля и дополнительной индексации железнодорожного тарифа на 5,8%.

Эти меры предполагают, что в этих двух сегментах ситуация безоблачная и экспорт продолжит приносить сверхдоходы, часть из которых перевозчик считает возможным перераспределить в свою пользу. Однако такие оценки были допустимыми на основе сценариев, которые были сделаны в начале текущего года.
Сейчас ситуация изменилась: мировые цены на уголь нестабильны, рынки ведут себя неустойчиво. В апреле 2022 года, по оперативной статистике ОАО «РЖД», погрузка угля на экспорт снизилась на 9,9%.

А для экспорта российских черных металлов введены дополнительные ограничения. Соответственно в апреле их погрузка на экспорт снизилась на 6,6%. По этой номенклатуре лишь спрос на внутреннем рынке вывел погрузку на РЖД в суммарный плюс. И меры, предложенные железнодорожным холдингом, выглядят неоднозначными в нынешней ситуации, поскольку ударят по внутренним потребителям, в том числе по госпрограммам в машиностроении.

В огороде бузина…

Вызывает вопрос и комбинаторика мер. Какая, например, может быть связь между выплатой дивидендов ВЭБ.РФ и мерами тарифного добора? То же относится и к отсрочке по страховым взносам.

Еще больше удивления вызывает попытка ОАО «РЖД» сэкономить на развитии Восточного полигона: по второму сценарию пропускная способность БАМа составит уже не 158 млн т, а лишь 150 млн т.

Наконец, абсолютно непонятно, почему в расчеты баланса не включены расходы на строительство ВСМ. Ведь этот проект в нынешней ситуации выпадает из структуры расходов ОАО «РЖД». Значит, на эту величину следовало бы уменьшить недобор средств. Но такой рокировки не сделано.
Ожидалось, что за счет этого будут привлечены дополнительные средства для авансирования строительства Восточного полигона, где предполагалось добавить развилок и вторых путей.

Наконец, судя по расчетам, увеличение провозной способности БАМа на 8 млн т стоит 25,7 млрд руб. (246,3 млрд руб. по второму сценарию минус 220,6 млрд руб. по первому сценарию). Это означает, что на плановые инвестиции в 221,9 млрд руб. пропускную способность БАМа можно увеличить на 69,3 млн т. Между тем в ОАО «РЖД» на указанные средства планировали достичь гораздо более скромных результатов. Тогда спрашивается, сколько же на самом деле стоит увеличить пропускную способность БАМа на 1 млн т? Возникают подозрения, что это обходится холдингу в несколько меньшую цену, чем декларируется.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions