+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2019 10:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ОАО РЖД: эффективность за счет самооптимизации?

В ОАО «РЖД» появился разработанный внутри компании план повышения собственной эффективности на среднесрочную перспективу. Документ получил название «Сводная программа мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов ОАО «РЖД» на 2019–2025 гг». Как отмечается в преамбуле, программа родилась в 2018 году и актуализирована после принятия правительством РФ долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР-2025). Ее положения синхронизированы с целями и задачами, зафиксированными в ДПР.
Поскольку документ не находится в свободном доступе, стоит сделать обзор запланированных мероприятий и направлений приложения усилий по оптимизации, а потом уже дать некоторые оценки.

Целью программы является создание непрерывного процесса, направленного на рост внутренней эффективности компании, а также достижения целей ДПР за счет оптимального использования своих ресурсов. Составители документа отмечают, что в 2018 году за счет внутренних усилий ОАО «РЖД» был достигнут положительный финансовый результат без государственной поддержки текущей деятельности. В частности, рост перевезенных грузов составил 1,9%, или 1289,6 млн т. Была улучшена структура затрат и замедлен рост себестоимости.

В то же время при анализе развития компании необходимо учитывать внешние тенденции, которые требуют повышения эффективности работы и внедрения инноваций для сохранения устойчивого развития, указывают авторы.

В ОАО «РЖД» надеются улучшить собственные показатели по повышению качественных показателей работы, эффективности использования локомотивного парка, снижению потребления топливно-энергетических ресурсов. При этом в сценарий заложен поступательный рост эффективности от проведенных мероприятий, который уже в текущем году составит 29,4 млрд руб., в 2020-м вырастет до 34,9 млрд руб. и далее будет поступательно увеличиваться, составив 303,5 млрд руб. за 7 лет. Напомним, что в 2018-м ОАО «РЖД» была реализована программа повышения эффективности деятельности и сокращения расходов, на которую израсходовано 45 млрд руб.
Общий экономический эффект с учетом эффекта базы, который в ОАО «РЖД» планируют достичь с 2019 по 2025 год, составит более 1 трлн руб.

Если говорить об анализе основных расходов ОАО «РЖД», которые в компании надеются оптимизировать, то на одном из первых мест по значимости для перевозчика стоят расходы по перевозочным видам деятельности, а именно затраты на топливо и электроэнергию, которые в 2018 году составили 19%. В компании надеются до 2025 года сэкономить почти 20 млрд руб. за счет внедрения ресурсосберегающих мероприятий. 85% этих мероприятий относятся к оптимизации затрат на тягу. Здесь дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» предстоит работать над увеличением среднего веса поезда, снижением коэффициента порожнего пробега, сокращением времени простоя локомотивов в ремонте и под технологическими перемещениями.

Средствами достижения поставленных целей в компании называют работу над развитием технологии движения грузовых поездов по твердым ниткам энергооптимального графика, оптимизацию работы маневровых локомотивов, занятых на путевых работах (предполагается, что их парк нужно сокращать, как и затраты топлива, чему должно помочь внедрение малых компрессорных установок для ремонта пути), модернизация тепловозов, закупка современных электровозов с высокой энергоэффективностью, внедрение широкого спектра энергосберегающих технологий на локомотивах при организации электропитания от сети. Профильные службы компании (ЦТ, ЦД, ЦДИ, «Трансэнерго») имеют свои зоны ответственности по каждому из мероприятий. В частности, Дирекции тяги предписано сэкономить 5,7 млрд руб. за счет снижения потребления энергии и 8,8 млрд руб. за счет экономии дизтоплива.

Снижение затрат на локомотивное хозяйство запланировано и по другому направлению программы – повышению эффективности управления основными средствами. Здесь ставятся задачи по приведению численности парка к объемам грузовой работы, снижению количества находящихся в ремонте локомотивов и повышению коэффициента их технической готовности, омоложению парка новыми поколениями локомотивов. За счет выполнения этих мероприятий в компании надеются получить (без учета эффекта базы) 78,4 млрд руб. Причем наиболее эффективным по экономии мероприятием должно стать снижение количества капитальных ремонтов локомотивов за счет поставки новых с увеличенным межремонтным пробегом и списания старых машин.

Весьма значительной экономии в компании надеются достичь за счет изменения схемы ремонта пути. Поставки новых рельсов с гарантией в 1400 млн т брутто позволят оптимизировать планирование среднего ремонта без замены рельсов на протяжении 4710 км и достичь экономического эффекта в размере 34,8 млрд руб.

Всего по направлению «Внедрение современных технологий и использование инноваций» в компании надеются сэкономить 75,2 млрд руб. (с учетом базы). Дополнительно к этому направление «Бережливое производство» до 2025 года позволит достигнуть эффекта в 47 млрд руб. (с учетом базы).

Весьма смело выглядят мероприятия направления «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов». В компании предполагают по возможности широко внедрить безлюдные технологии: работа одним машинистом без помощника на путевых машинах и маневровых локомотивах, ввод безлюдных горок роспуска поездов и систем диспетчерской централизации, сокращения штатов в депо и дистанциях пути за счет повышения надежности оборудования и снижения количества ремонтов, передачи работ на аутсорсинг.
За счет внедрения безлюдных технологий и эффективного использования рабочего времени, а также объединения структур и принципа совмещения профессий планируется по Дирекции тяги сократить 24 285 работников, по Центральной дирекции инфраструктуры – 33 029 человек.

Планируется, что показатели выполнения программы и целевые значения коэффициентов эффективности будут подвергаться ежегодному анализу и ревизии. В частности, на рассмотрение совета директоров ОАО «РЖД» будет выносится информация по достижению следующих ключевых показателей операционной эффективности:

– выполнение программы повышения эффективности;
– средняя участковая скорость движения поезда;
– средний вес поезда;
– среднесуточная производительность локомотива;
– удельный расход электроэнергии и дизтоплива на тягу поездов;
– себестоимость перевозок;
– темп роста производительности труда.

Получить от разработчика ответы о способах, за счет которых предлагается добиться оптимизации расходов, не удалось. В ОАО «РЖД» отказались комментировать внутренние документы компании.

В одной из крупнейших компаний страны, являющейся долголетним партнером ОАО «РЖД», отметили, что при анализе программы бросается в глаза, что ее разработчики не учитывают возможного эффекта для общего финансового результата компании, который по смыслу должен почувствовать результат оптимизации. В таком случае возникает вопрос: этот эффект не учтен или его даже не надеются получить?

Кроме этого, в ОАО «РЖД» в настоящее время реализуется программа «Цифровая железная дорога», которая утверждена правительством 19 марта 2019 года. Экономический эффект от ее выполнения также отсутствует в рассматриваемом документе.
Наконец, программа представляет собой эклектическое перечисление различных мероприятий и целей по департаментам компании, без рейтингования их по запланированному эффекту. В то время как экономическая наука рекомендует определять в качестве приоритета и ускорять наиболее эффективные проекты, где возможен максимальный результат. Все эти замечания снижают ценность программы и ставят под сомнение достижение заявленных результатов.

Павел Иванкин, председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта, обратил внимание на то, что большинство направлений и мер оптимизации работы направлены именно на хозяйство тяги, хотя максимальных эффектов ждут от ЦДИ. При этом, если брать локомотивное хозяйство, то самый высокий эффект ожидается от статьи «Повышение эффективности управления основными средствами». «ЦТ является самым емким структурным подразделением в части топлива и электроэнергии, а также фонда оплаты труда локомотивных бригад. Заложенные мероприятия с одной стороны показывают изменение подходов к управлению локомотивным комплексам, с другой – закладывают риски необеспечения грузовой работы необходимым уровнем тяги. Уже сегодня эти проблемы хорошо видны», – заметил эксперт.

В частности, он считает, что внедрение безлюдных технологий приводит к сокращению персонала. Однако РЖД активно сокращают линейный персонал, не проводя оптимизации московского офиса. «Для данной программы характерна особенность «сделаем завтра», когда все большие мероприятия выводятся за периметр 2021 года. Это говорит о том, что декларируемые цифры, скорее всего, не будут выполнены», – прогнозирует П. Иванкин.

Один из собеседников редакции отметил, что большое внимание к локомотивному хозяйству может объясняеться его максимальной энергоемкостью и динамичным развитием, где инновации появляются чаще всего. Кроме того, большое количество мероприятий связанных с ЦТ, свидетельствует и о большом объеме инвестиций в локомотивное хозяйство.

В то же время участники опроса «Индекс качества услуг ОАО «РЖД», который проводится редакцией журнала РЖД-Партнер, довольно часто жалуются на недостаточное качество услуг тяги и малую доступность локомотивов. Источник редакции в операторской компании, имеющей собственный локомотивный парк, отметил, что в ОАО «РЖД» до сих пор не могут преодолеть хищения дизтоплива с машин инвентарного парка, с чем успешно справляются частные компании. У частников заметен более высокий уровень поддержания технического состояния локомотивов, которые работают по принципу закрепленных бригад. Но все эти недостатки не мешают РЖД получать высокую рентабельность от операций по предоставлению услуг тяги, отметил один из собеседников редакции.

В Российском профессиональном союзе железнодорожников и транспортных строителей редакции не смогли прокомментировать положения программы, связанные с оптимизацией численности. Там отметили, что она еще не поступала на рассмотрение в профсоюз. Представитель профсоюза заявил, что высвобождение 60 тыс. человек из 700 тыс. работников компании не является критическим для выполнения требуемых объемов работ. О необходимости сокращения штатов компании примерно на 50 тыс. человек неоднократно заявлялось ее руководством, исходя из проводимых ранее аудитов качества и эффективности. Сокращение работников будет компенсироваться новыми техническими решениями и технологиями организации труда, а соблюдение трудовых прав персонала ОАО «РЖД» является неотъемлемой частью договоренностей администрации и Роспрофжела.

Александр Синев, генеральный директор Института развития транспортных систем, заметил, что некоторые прогнозы ОАО «РЖД» по оптимизации персонала могут быть недостаточно корректными по причине неправильной внутренней оценки производительности труда внутри компании. «В одном из отчетов отмечалось, что она в несколько раз ниже, чем на американских железных дорогах. Но когда мы посмотрели расчеты на основании общепринятых методик, то увидели, что это не так. Например, при сравнении маршрутных отправок на РЖД и некоторых американских частных дорогах было обнаружено, что там отсутствует часть операций, привычных и необходимых на РЖД, например начально-конечных операций и повагонной маршрутизации. И если учитывать полный объем обязанностей сотрудника, то оказывается, что производительность труда у наших железнодорожников выше», – заметил А. Синев.

Что касается программ сокращения кадров, то большинство из них не учитывают мультипликативного эффекта для экономики, уверен эксперт: «Чем будут заниматься десятки тысяч людей, попавших под сокращение? В компании заявляют, что им предложат другие вакансии или переучат. Но всех не смогут переучить или трудоустроить. И эти люди окажутся безработными. А государство, в свою очередь, будет вынуждено решать проблемы их социальной защищенности, в том числе и через повышение социальных выплат от компании, которая их сократила. Тем самым достигнутый эффект для компании будет во многом кратковременным, а в более долгой перспективе только увеличит финансовые обязательства».

А. Синев считает, что программы массовых сокращений, связанных с техническим прогрессом должны, рассматриваться комплексно, с учетом возможных глобальных рисков для экономики и социальной политики.

Сомнения эксперта косвенно подтверждают опросы в рамках Индекса качества, где недостаток персонала на линейный станциях и в других подразделениях ОАО «РЖД» является основным источником неудовлетворенности и пониженных оценок со стороны респондентов.
Редакция продолжит следить за общественной реакцией на программу и доносить до читателей наиболее важные экспертные мнения и оценки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions