+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2019 15:10:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новый виток обсуждений унификации тарифов на порожний пробег крытых вагонов: что она изменит и когда будет введена?

Необходимость принятия решения по унификации тарифов на порожний пробег крытых вагонов продиктована сложившимся рынком оперирования подвижным составом. В условиях полностью приватного парка снизилась эффективность использования транспортной инфраструктуры, увеличивается простой вагонов, особенно из-под выгрузки грузов 3 тарифного класса в ожидании грузов 1 тарифного класса для так называемой очистки тарифа от дополнительных повышающих коэффициентов.

Такое мнение РЖД-Партнеру высказали в ОАО «РЖД».
Напомним, что очередное обсуждение необходимости унификации началось недавно в связи с тем, что операторское сообщество в лице СОЖТ выступило за унификацию тарифов на порожний пробег крытых грузовых вагонов. Сейчас же, как известно, эта плата определяется исходя из класса перевозимого ранее груза (другими словами, чем выше тариф на перевозку груза, тем выше тариф на порожний пробег).

В ОАО «РЖД» отмечают, что сложившаяся ситуация приводит к значительным изменениям технологических процессов в организации движения поездов. Вынужденное нерациональное использование инфраструктуры и подвижного состава негативно отражается на удовлетворенности потребителей услуг железнодорожного транспорта.

«Унификация тарифов на порожний пробег позволит создать необходимые экономические стимулы для попутной загрузки крытых грузовых вагонов после их освобождения. Сокращение простоя вагонов, рост коэффициента сдвоенных операций будут способствовать оптимизации технологических процессов перевозок, росту объемов перевозок и должному удовлетворению спроса отправителей грузов», – говорит представитель монополии.

Окажет ли это существенное влияние на перевозочный процесс? Приведет ли унификация к сокращению времени простоя и улучшению оборота порожних вагонов? Мнения на этот счет у экспертов и самих грузовладельцев расходятся.

Так, по словам директора по продажам ООО «СВИФТ-Рус» Андрея Громового, унификацию порожнего тарифа по крытым вагонам было бы правильно ввести по аналогии с полувагонами. Сама идея направлена на создание общих правил и решений по управлению универсальным парком вагонов на сети железных дорог, считает он.

«Но, на мой взгляд, данное решение не окажет существенного влияния на улучшение оборота вагонов, так как сегодня большинство операторских компаний работают с привязкой к сформированному портфелю заказов и месячному плану перевозок. Улучшение оборота зависит, прежде всего, от реализации технологических решений. Однако унификация порожнего пробега крытых вагонов упростит для операторов логистику работы подвижного состава», – высказывается он.

Да, несколько упростится задача по обеспечению порожними крытыми вагонами грузоотправителей с учетом организации ближайшего подсыла вагонов, что, в свою очередь, позволит повысить уровень транспортного обслуживания клиентов. Но утверждать, что сама унификация тарифа как-то приведет к улучшению оборачиваемости парка, по его словам, не стоит.

На снижение на 7% за последние 2 года объема перевозок в крытых вагонах на сети РЖД, согласно публичным статистическим данным, ссылается заместитель генерального директора по оперативной работе ПГК Александр Печурин. Существенно выросли простои подвижного состава и затраты на порожние рейсы.

Унификация тарифов на перевозки порожних крытых вагонов независимо от тарифного класса и рода ранее перевозимого груза, по мнению компании, однозначно позитивно повлияет на эту ситуацию. Сократится простой вагонов, ускорится их оборот, увеличится грузовая база, повысится общая доходность перевозки: «Мы сможем более качественно и, самое главное, своевременно обеспечивать клиентов подвижным составом. Кроме того, результативность такой меры уже была доказана на примере полувагонов и платформ».

На 100% верным решением называет предложение об унификации и ведущий эксперт отдела международного экспедирования компании ГК RL Service Карина Овсепян.

Она напоминаем, что подобная унификация уже давно действует в Белоруссии. В Казахстане, скажем, ее нет, но там минимальное различие между тарифами на пробег от груза 1 и 3 класса. В России же разница существенная.

«Если отправлять вагон с грузом 3 класса, например с бумагой, на станции выгрузки погрузить что-либо проблематично. Нам нужно еще долго думать, куда его отправить, чтобы минимизировать наши расходы. В случае унификации, как я предполагаю, тариф будут рассчитываться как на груз 2 класса, то есть что-то среднее между 1 и 3 классом. Это однозначно выгодно», – считает она.

С К. Овсенян согласен и начальник отдела коммерческих перевозок ООО «Балтсервис» Максим Швайко. Он недоумевает: почему различается провозная плата, если вагоны везут одинаковый по весу, но разный по классу груз. Называя современные условия пережитками советского времени, собеседник считает идею унификации справедливой. Все должно зависеть от веса.

«По моему мнению, в какой-то степени унификация сократит время простоя вагонов. Потому что бывают случаи, когда из-под какого-то класса груза держишь вагон и не отправляешь только потому, что порожний пробег обернется затратами. И из-за этого ждешь погрузки в близлежащем регионе. Бывает, этот процесс занимает и неделю, и 10 дней», – комментирует он.

Несмотря на уже сложившиеся правила игры, операторы и эксперты не понимают, почему порожний полувагон в 3 раза дешевле везти, чем цистерну или крытый вагон при прочих равных условиях? Или же при разной цене один и тот же вагон, в том числе крытый?

Оборот вагонов при унификации возрастет, однако для определенных грузов может сложиться дефицит и произойти рост цен, полагает независимый эксперт Мария Никитина. Это коснется в большей степени грузов с уровнем тарифа около 2 класса. «Раньше встречные грузопотоки (экспорт) были интересны для крытых вагонов, и в том числе в качестве отмыва. В новых условиях владелицы крытых вагонов сможет выбирать, что выгоднее – подождать встречную загрузку или уехать порожняком за импортом», – говорит она.

По ее мнению, для экспорта произойдет удорожание и рост вагонной составляющей тарифа в крытом вагоне. Но сама по себе унификация порожнего пробега принципиально важна.

Добавим, что еще в 2012 году была принята унификация тарифа на полувагоны и платформы. По мнению участников рынка, это стало позитивным изменением.

В РЖД тогда отмечали, что работа по унификации тарифов на порожний пробег для других видов подвижного состава будет продолжена. Но главная сложность заключается в том, что перераспределение тарифной нагрузки влечет за собой непопулярные меры, связанные с повышением тарифа.

Весной 2014 года Владимир Варгунин, будучи начальником управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам РФ, сообщал, что ведомство рассчитывает к осени того же года подготовить предложения в правительство РФ об унификации тарифов на порожний пробег крытых вагонов, но вводить их участники рынка и ведомство предлагают не раньше начала 2016 года.

Он сообщил тогда, что в ФСТ было подготовлено несколько вариантов, проведены совещания с причастными федеральными органами, с рынком, была проведена оценка всех предложений. Выявлены слабые и сильные стороны всех решений. В сентябре – октябре чиновники должны были выйти на какие-то окончательные решения.

Но обсуждение до сих пор продолжается, а унификация так и не принята.

Добавим, что, по оперативным данным ОАО «РЖД», в ноябре этого года коэффициент порожнего пробега грузовых вагонов в целом по парку составил 39,8%, что на 0,5% ниже аналогичного периода прошлого года.

Коэффициент порожнего пробега в сегменте крытых вагонов увеличился в ноябре на 3,3%, до 25,2%
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions