На заседании рабочей группы при Минтрансе обсуждались перспективы развития вакуумных технологий в России. В связи с тем, что рабочая группа действует уже почти 2 года, предполагалось также подвести итоги по проекту строительства ветки Hyperloop по маршруту Хуньчунь (Китай) – порт Зарубино длиной около 65 км.
Напомним, что ее пообещал построить руководитель венчурного фонда Caspian VC Partners Билл Шор. Проект был представлен на Восточном экономическом форуме в 2016 году. Создание линии для высокоскоростных перевозок 2 млн TEU в год предполагалось построить в течение 5 лет.
Проект активно продвигал в РФ владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, который является также сопредседателем совета директоров Virgin Hyperloop One. Вложения в нее со стороны предпринимателя оцениваются в $160 млн. Еще $10 млн в проект Hyperloop инвестированы через Российский фонд прямых инвестиций.
Участие российского венчурного капитала в разработках американского вакуумного транспорта, а также заявление о намерениях в числе первых построить подобную систему на Дальнем Востоке РФ в свое время и стало поводом для появления рабочей группы по развитию технологии Hyperloop при Минтрансе России.
Оценка с точки зрения здравого смысла
Уточним, что в октябре текущего года З. Магомедов в интервью ИА «РБК» заявил, что первые проекты Hyperloop будут реализованы «все-таки не в России».
Неудивительно, что ключевой вопрос, который интересовал участников совещания, – это то, какими конкретно технологическими параметрами будет обладать вакуумная магистраль из Китая в РФ и когда ее планируется построить. Однако на этот вопрос представитель инициаторов проекта внятного ответа дать не смог.
Более того, выяснилось, что ключевые решения по созданию магистрали будут принимать в Китае, так как основная ее часть должна быть проложена по территории именно страны. А в РФ, по сути, должны лишь подхватить те решения, которые будут использовать в КНР. Однако, согласно последним данным, в Китае рассматривают также вариант создания и обычной железнодорожной магистрали. Причем все более склоняются к тому, что именно этот вариант и является более предпочтительным.
Логика весьма простая: если контейнер идет по морю из Азии в Европу 40–45 дней, то имеет ли смысл его перегонять по сухопутной трассе между тыловым терминалом в Китае до причалов российского морского порта со скоростью 450–750 км/ч? В данном случае важнее просто доставка контейнеров точно в срок и с минимальными издержками. Подобный подход фактически ставит крест на строительстве гиперлупа по маршруту Хуньчунь – Зарубино.
Почему гиперлуп, а не телепортация?
В связи с этим закономерно была поднята тема: почему же в РФ в качестве ведущей технологии предпочтение было отдано вакуумному транспорту?
Ответ на рабочей группе при Минтрансе прозвучал примерно такой: а какое решение должен был принять регулятор, если пока нет собственно предмета регулирования? Вместе с тем за спиной гиперлупа – венчурный капитал, а под технологии, например, магнитной левитации формально создан кластер «Российский маглев», однако де-факто он представляет собой коллектив энтузиастов без образования юридического лица.
Это объясняет то, что хотя при Минтрансе России и создана рабочая группа по развитию технологии Hyperloop в транспортном комплексе РФ, тем не менее на регуляторном уровне так и остается неуточненным, какие именно технологии будущего в системе перевозок грузов и пассажиров планируется развивать. В Стратегии развития транспортной системы РФ об этом ничего не сказано.
В 2018 году должен появиться уточненный вариант Стратегии развития транспортной системы РФ до 2030 года. И сейчас самое время определиться, какие поправки в будущем году вносить в данный документ.
Сегодня продвигаются два варианта того, как должно быть сформулировано дополнение по поводу инноваций: сторонники З. Магомедова полагают, что законодательство должно зафиксировать в качестве нового вида транспорта вакуумные системы, а участники кластера «Российский маглев» – магнитолевитационные.
В Минтрансе России на эту тему пока не определились. Ведь нельзя скидывать со счетов еще и третий вариант – Агентства стратегических инициатив, которое в рамках программы «Национальная технологическая инициатива» рассчитывает в период 2025–2035 гг. на внедрение систем телепортации.