+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.07.2022 12:55:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На Дальнем Востоке контейнеры предъявляются к перевозке меньше, но тяжелеют

В II квартале на Дальневосточной магистрали сократились контейнерные отправки в импортном и транзитном сообщении, а выросли в экспортном и каботажном.
На железной дороге спад меньше

В II квартале 2022 года отправки контейнерных грузов со станций ДВЖД сократились к прошлогоднему уровню на 6% – до 215 тыс. TEU. Стоит сказать, что в I квартале на дороге наблюдался существенный рост перевозок: к аналогичному периоду 2021-го они увеличились на 36,5%.
Об отрицательной динамике контейнерооборота в регионе свидетельствует и портовая статистика. В портах Дальнего Востока за апрель – июнь обработано 421 тыс. TEU – на 13,2% меньше, чем годом ранее.

Дальневосточный бассейн пострадал от санкций менее сильно, чем Северо-Западный, – объем перевалки в портах Балтийского региона, включая Калининград, сократился на 61,2%, до 253 тыс. TEU, – но в большей мере, чем Юг страны. В портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов переработано 189 тыс. TEU – со снижением к прошлогоднему результату на 11,6%.

При этом казалось, что Дальний Восток после 24 февраля находится в наиболее выигрышном положении. Тем не менее и в этом регионе сказывались логистические проблемы, в первую очередь с нехваткой флота для вывоза/доставки контейнеров. Кроме того, влияли эпидемиологические ограничения в Китае в апреле – мае.

После снятия ограничительных мер вновь возник эффект отложенного спроса на морские перевозки. В этой связи Китай стал преимущественно отдавать суда под отправку контейнерных грузов в другие страны, предлагая отправителям грузов в Россию пользоваться больше возможностями прямых сухопутных маршрутов, говорит один из участников рынка. Кстати, этим можно объяснить то, что снижение трафика на ДВЖД оказалось меньшим, чем в портах, поскольку у дороги росли перевозки контейнеров через железнодорожные пункты пропуска Гродеково и Махалино (Камышовая).

Импорт падает, экспорт растет

Контейнерный поток на Дальнем Востоке неуклонно рос с начала 2021 года. В январе 2022-го в Дальневосточном бассейне было достигнуто максимальное значение – за один месяц стивидорами переработано 200 тыс. TEU. Однако уже в апреле этот показатель опустился до 150 тыс. TEU.

При этом сильнее всего пострадало импортное сообщение. Январь 2022 года стал наивысшей точкой и по импорту – с ним было ввезено через порты более 90 тыс. TEU. Но далее последовал резкий спад – в апреле уже обработано менее 40 тыс. По каботажу, экспорту и транзиту такой встряски не наблюдалось.

На припортовой железной дороге события развивались менее драматично, но импортных грузов стало также меньше. В II квартале отправки в этом направлении снизились на 10%, до 115 тыс. TEU. На импорт по-прежнему приходится весомая доля контейнерных перевозок магистрали – более половины объема. Сильное снижение произошло и по транзиту: в данном виде сообщения перевезено 22 тыс. TEU, что на 18% меньше, чем годом ранее.

В то же время росли внутренние перевозки и на экспорт. В первом случае рост составил 5,5%, отгружено было 62 тыс. TEU. В экспортном направлении отправки выросли на 10% – до 17 тыс. TEU. За счет увеличения перевозок в этих видах сообщения снижение к прошлогоднему уровню, если рассматривать трафик в тоннаже, оказалось на ДВЖД минимальным – на 1,5% (всего в контейнерах в II квартале 2022 г. перевезено около 2,3 млн т грузов). Контейнеры, отгружаемые на экспорт и в каботажном следовании, как правило, тяжелее «ящиков» с импортным грузом.

Стоит сказать, что переориентация контейнерного экспорта в восточном направлении – общесетевая тенденция. Так, в марте – апреле, по данным «ТрансКонтейнера», на восток со всей сети было отправлено 154,8 тыс. TEU – дополнительно к прошлогоднему значению перевезено почти на 40 тыс. TEU больше. Росли перевозки в контейнерах лесоматериалов, бумаги, химикатов и соды, цветной руды, продовольственных товаров.

За тот же период отправки на северо-запад и юг сократились до 59 тыс. TEU, или на 51,6 тыс. TEU. Таким образом, Восточный полигон помог российским отправителям отчасти компенсировать спад в экспортном сообщении.

Что же касается перспектив увеличения входящего потока, то здесь участники рынка частичное восстановление импорта и транзита связывают с завершением китайского локдауна и перезаключением контрактов между странами с переходом на национальные валюты. Импульсом в торговле послужит развитие новых логистических маршрутов с другими странами Юго-Восточной Азии, а также с Индией и Турцией.

Естественно, на рост импортных перевозок будет влиять и сохранение покупательского спроса в РФ. Здесь возможности грузополучателей будет определять в том числе инвестиционная активность и удешевление заемного финансирования.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions