+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.07.2022 12:55:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На Дальнем Востоке контейнеры предъявляются к перевозке меньше, но тяжелеют

В II квартале на Дальневосточной магистрали сократились контейнерные отправки в импортном и транзитном сообщении, а выросли в экспортном и каботажном.
На железной дороге спад меньше

В II квартале 2022 года отправки контейнерных грузов со станций ДВЖД сократились к прошлогоднему уровню на 6% – до 215 тыс. TEU. Стоит сказать, что в I квартале на дороге наблюдался существенный рост перевозок: к аналогичному периоду 2021-го они увеличились на 36,5%.
Об отрицательной динамике контейнерооборота в регионе свидетельствует и портовая статистика. В портах Дальнего Востока за апрель – июнь обработано 421 тыс. TEU – на 13,2% меньше, чем годом ранее.

Дальневосточный бассейн пострадал от санкций менее сильно, чем Северо-Западный, – объем перевалки в портах Балтийского региона, включая Калининград, сократился на 61,2%, до 253 тыс. TEU, – но в большей мере, чем Юг страны. В портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов переработано 189 тыс. TEU – со снижением к прошлогоднему результату на 11,6%.

При этом казалось, что Дальний Восток после 24 февраля находится в наиболее выигрышном положении. Тем не менее и в этом регионе сказывались логистические проблемы, в первую очередь с нехваткой флота для вывоза/доставки контейнеров. Кроме того, влияли эпидемиологические ограничения в Китае в апреле – мае.

После снятия ограничительных мер вновь возник эффект отложенного спроса на морские перевозки. В этой связи Китай стал преимущественно отдавать суда под отправку контейнерных грузов в другие страны, предлагая отправителям грузов в Россию пользоваться больше возможностями прямых сухопутных маршрутов, говорит один из участников рынка. Кстати, этим можно объяснить то, что снижение трафика на ДВЖД оказалось меньшим, чем в портах, поскольку у дороги росли перевозки контейнеров через железнодорожные пункты пропуска Гродеково и Махалино (Камышовая).

Импорт падает, экспорт растет

Контейнерный поток на Дальнем Востоке неуклонно рос с начала 2021 года. В январе 2022-го в Дальневосточном бассейне было достигнуто максимальное значение – за один месяц стивидорами переработано 200 тыс. TEU. Однако уже в апреле этот показатель опустился до 150 тыс. TEU.

При этом сильнее всего пострадало импортное сообщение. Январь 2022 года стал наивысшей точкой и по импорту – с ним было ввезено через порты более 90 тыс. TEU. Но далее последовал резкий спад – в апреле уже обработано менее 40 тыс. По каботажу, экспорту и транзиту такой встряски не наблюдалось.

На припортовой железной дороге события развивались менее драматично, но импортных грузов стало также меньше. В II квартале отправки в этом направлении снизились на 10%, до 115 тыс. TEU. На импорт по-прежнему приходится весомая доля контейнерных перевозок магистрали – более половины объема. Сильное снижение произошло и по транзиту: в данном виде сообщения перевезено 22 тыс. TEU, что на 18% меньше, чем годом ранее.

В то же время росли внутренние перевозки и на экспорт. В первом случае рост составил 5,5%, отгружено было 62 тыс. TEU. В экспортном направлении отправки выросли на 10% – до 17 тыс. TEU. За счет увеличения перевозок в этих видах сообщения снижение к прошлогоднему уровню, если рассматривать трафик в тоннаже, оказалось на ДВЖД минимальным – на 1,5% (всего в контейнерах в II квартале 2022 г. перевезено около 2,3 млн т грузов). Контейнеры, отгружаемые на экспорт и в каботажном следовании, как правило, тяжелее «ящиков» с импортным грузом.

Стоит сказать, что переориентация контейнерного экспорта в восточном направлении – общесетевая тенденция. Так, в марте – апреле, по данным «ТрансКонтейнера», на восток со всей сети было отправлено 154,8 тыс. TEU – дополнительно к прошлогоднему значению перевезено почти на 40 тыс. TEU больше. Росли перевозки в контейнерах лесоматериалов, бумаги, химикатов и соды, цветной руды, продовольственных товаров.

За тот же период отправки на северо-запад и юг сократились до 59 тыс. TEU, или на 51,6 тыс. TEU. Таким образом, Восточный полигон помог российским отправителям отчасти компенсировать спад в экспортном сообщении.

Что же касается перспектив увеличения входящего потока, то здесь участники рынка частичное восстановление импорта и транзита связывают с завершением китайского локдауна и перезаключением контрактов между странами с переходом на национальные валюты. Импульсом в торговле послужит развитие новых логистических маршрутов с другими странами Юго-Восточной Азии, а также с Индией и Турцией.

Естественно, на рост импортных перевозок будет влиять и сохранение покупательского спроса в РФ. Здесь возможности грузополучателей будет определять в том числе инвестиционная активность и удешевление заемного финансирования.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions