Петербургский вокзал имеет четыре входа. Один с Лиговского проспекта – он примыкает к ТРЦ «Галерея». Но проход закрыт. Узнать об этом иногородний турист может, только дойдя до неработающих турникетов.
Есть вход с Гончарной улицы. Но рассчитан он, скорее всего, или на петербуржцев, или на опытных туристов. Только они смогут найти путь к железнодорожным платформам по разбитым дорогам темных дворов-колодцев.
Самый простой вход на территорию Московского вокзала – это выход из метро. Дверь, открывающую переход на железнодорожный вокзал, открыли внезапно и без предупреждений в конце мая. Но даже месяц спустя проходящие на территорию железнодорожного вокзала озираются и предчувствуют обвинения в нарушении очередного запрещающего режима. Все дело в том, что на входе нет ни рамок, ни зон досмотра. Чтобы найти их, отъезжающие должны повернуть направо, в сторону пригородных платформ. Здесь переход к конечной цели маршрута – платформам пригородных электричек – интуитивно понятен: кассы, досмотр, турникет. А вот проход к платформам поездов дальнего следования интуитивно непонятен.
Чтобы совершить марш-бросок к ним, необходимо обойти забор, ограждения и зайти в зону досмотра пассажиров «Сапсана», но выйти из зоны досмотра не к платформам, а на выход. Главный вопрос: нарушает ли этот проход через заборы и ограждения правила безопасности? Ответить на него корреспондент РЖД-Партнера не решается. Ведь часть пути, который пролегает по железнодорожному вокзалу, уезжающие, провожающие и встречающие идут без досмотра, а значит, они могут пронести опасные предметы на вокзал. А невысокий забор может не защитить от проникновения на территорию взрывоопасных предметов.
Главный вход на железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга расположен со стороны площади Восстания. Это центральная из трех арок, две другие – это выход. Отличить выход от входа можно по надписи и неприветливым дежурным – они преграждают путь тем, кто перепутал назначение прохода. На арке входа путь преграждают люди и чемоданы. По наблюдениям корреспондента РЖД-Партнера, очередь образуется из-за короткой багажной ленты всех рентгенотелевизионных установок зоны досмотра.
Несмотря на усиление санитарного режима, дежурные на двух выходах и сотрудники зоны досмотра медицинские маски носят или под подбородком, или под носом. На багажную ленту укладывают и чемоданы, которые на колесиках везут по земле, и чистую верхнюю одежду, и дамские сумочки. Корреспондент РЖД-Партнера наблюдал за процессом в течение часа, но за это время он не увидел, как ленту моют или хотя бы протирают. Не исключено, что это делает только специально обученный технический персонал и только днем, а корреспондент РЖД-Партнера был на Московском вокзале ночью, когда все технические работники спят.
Залы ожидания, билетные кассы и туалет: социальная дистанция в ограниченном пространстве
Зале ожидания главного корпуса Московского вокзала. По ощущениям, ночью многолюдно. О необходимости соблюдать социальную дистанцию напоминают и по громкой связи, объявления также размещены на местах для сидения, однако надпись закрывают спины сидящих и спящих.
В зале ожидания душно и пахнет едой. Удивительно, несмотря на усиление санитарных мер, медицинские маски ни пассажиры, ни сотрудники общепита практически не используют. А сотрудников вокзала или полиции, которые могли бы напомнить о правилах и потребовать их неукоснительного соблюдения, в этот поздний час в зале ожидания не было.
Дежурный был обнаружен в зале для сбора детских групп – это отдельный зал, войти в который можно со стороны пятой платформы. Однако и этот дежурный не использовал медицинскую маску, согласно всем нормам безопасности.
В бизнес-зале – он располагается чуть дальше – и прохладно, и стерильно. Дезинфектор для рук – такое корреспондент РЖД-Партнера увидел впервые на Московском вокзале – размещен на входе, в других помещениях его стыдливо задвинули в темный угол. Вход в этот зал платный, но за свои деньги пассажиры, встречающие и провожающие получали бесплатные кофе, чай и закуски, а также бесплатный Wi-Fi. Одновременно присутствовать в зале могут 60 человек.
Кассовый зал на Московском вокзале работает круглосуточно. Однако в век цифровых технологий консультантов заменяют бумажные объявления – они заламинированы и аккуратно выставлены на рабочем месте консультанта. В кассовом зале был обнаружен рабочий набор технического персонала – наличие швабры и ведра подразумевает, скорее всего, соблюдение усиленного санитарного режима. Но уборщица к набору не прилагалась.
Обычно самое грязное место на любом вокзале – туалетные комнаты. Но на Московском вокзале это правило, к счастью, удалось нарушить. А вот специальных комнат для курения найти не удалось, поэтому курящие посетители Московского вокзала курят прямо у туалетов.
На Московском вокзале используется несколько типов ограждений: дверные замки, решетки, блокировки дверей, запрещающие объявления, наклейки на дверь, заборы и турникеты. Но у корреспондента РЖД-Партнера сложилось убеждение, что эти меры не столько защищают, сколько мешают – люди, сбившись в кучу, вынуждены нарушать социальную дистанцию или, лавируя через ограждения и турникеты, пробираться к платформам с чувством нарушителя, пересекающего государственную границу.
Вокзал культурной столицы – место притяжения
Московский вокзал в Петербурге начали строить почти 200 лет назад, строили его 4 года. Еще 4 года понадобилось, чтобы соединить Московский вокзал с Ленинградским в Москве. Первым по новой железной дороге пустили состав с военными, но дорога испытания не выдержала: состав забуксовал из-за покрашенных на одном из участков рельсов.
Первый пассажирский поезд был запущен в 1847 году. Он шел до Колпино. В 1852 году Московский вокзал был переоборудован, как бы это назвали современные чиновники, под общественное пространство – здесь установили первую публичную рождественскую елку в России. И на вокзал приходили просто полюбоваться елкой и встретиться с друзьями.
Сегодня, спустя почти двести лет, эта традиция утеряна. Но молодежь все равно приходит к Московскому вокзалу: на мраморных кубиках на пятачке у торгово-развлекательного центра «Галерея» по вечерам поют, встречаются и танцуют. Мог бы молодежь привечать и Московский вокзал – корреспондент РЖД-Партнер нашел в подвале несколько атмосферных переходов, но часть из них или не эксплуатируется, или там расставлены автоматические камеры хранения.