В январе–марте 2017 года по сети РЖД было отправлено 14,3 млн т минудобрений (+5,1% к аналогичному периоду 2016 г.). Причем на протяжении первых 3 месяцев года наблюдалось ускорение динамики погрузки данной номенклатуры.
Основная прибавка была обеспечена за счет экспортных направлений. Как напомнили в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), на отечественном рынке сформировалась устойчивая экспортно ориентированная модель. В последние годы стабильно больше 70% всего объема выпуска продукции химкомбинатов отправлялось за рубеж, да и сейчас эта доля остается примерно на том же уровне.
По данным представителя компании Mainstream Logistics, экспорт минудобрений из России осуществляется в биг-бегах и навалом в страны Латинской Америки и Европы, США, Китай, Малайзию, Турцию и Индию. Наиболее ориентированными на экспорт видами грузов являются хлорид калия, карбамид и нитроаммофоска.
В морских портах – оживление
Объемы перевалки минудобрений в российских морских портах в январе – феврале 2017 года составили 2,7 млн т (+7,2% к аналогичному периоду 2016 г.). В марте они еще подросли. Соответственно, увеличились и железнодорожные перевозки в адрес морских портов.
Стоит также отметить, что на экспорт минудобрения стали отправлять не только в полувагонах и хопперах, но и в контейнерах. Технология была опробована в прошлом году. А в январе – феврале 2017-го, по данным ЦФТО – филиала ОАО «РЖД», отправки в такой таре увеличились в 3,5 раза. «Этому способствовало то, что сейчас в оборот стали поступать контейнеры, которые как раз подходят для перевозки грузов с невысокой насыпной плотностью, в том числе минудобрений», – пояснил директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
Внутренние линии притормозили
Во внутреннем железнодорожном сообщении картина складывалась гораздо хуже. Здесь наблюдается спад. Это связано с ограниченными возможностями для сбыта минудобрений. Правда, по словам президента РАПУ Андрея Гурьева, в октябре прошлого года ведущие российские поставщики предложили свою комплексную программу по поддержке сельского хозяйства и развитию внутреннего рынка потребления минудобрений.
В частности, они зафиксировали цены на достаточно низком уровне. И тем самым попытались стимулировать спрос – как раз перед сезоном, когда обычно заключаются долгосрочные соглашения с региональными департаментами сельского хозяйства о поставках минудобрений на следующий год.
Тем не менее в итоге сельскохозяйственные холдинги РФ не увеличили закупки – на 2017-й их запланировали на прошлогоднем уровне.
Прогнозы благоприятные
Перспективы развития рынка эксперты оценивают как весьма благоприятные, несмотря на то, что существуют определенные риски.
С учетом расширения действующих мощностей и реализации новых инвестпроектов выпуск минудобрений может вырасти на 3,6%, что, в свою очередь, обеспечит увеличение их перевозок по железным дорогам.
Полный текст статьи см. в печатной версии № 8 (348) журнала «РЖД-Партнер».