+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.01.2021 09:24:06
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Метро Петербурга: планы пишут не для того, чтобы их выполнять

Вместе с 2020 годом закончился 12-летний период, заложенный на строительство 41 станции метро в Концепции развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года. Однако с 2008-го ввели в эксплуатацию лишь десять из них: «Адмиралтейскую», «Звенигородскую», «Обводный канал», «Волковскую», «Бухарестскую», «Спасскую», «Международную», «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». В чем же причина урезания амбиций в 4 раза?
Денег нет, но вы постройте

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга отличие реальности от надежд объяснили недостатком средств на счетах ОАО «Метрострой», ранее единственного строителя подземки в Северной столице. «К сожалению, сложная финансовая ситуация, в которой оказался наш основной генподрядчик по метростроению, не позволяла в последние годы вести этот процесс столь быстрыми темпами, как хотелось бы», – пояснили в пресс-службе КРТИ.

В упомянутом «Метрострое» дела действительно идут не гладко. На данный момент в отношении компании введена процедура наблюдения в рамках дела о банкротстве. Параллельно рассматривается требование о взыскании 5 млрд руб. с бывших директоров предприятия – Николая и Вадима Александровых. Вследствие корпоративного конфликта в «Метрострое» нет переизбранного совета директоров и генерального директора. Кстати, с вопросами о проваленных сроках строительства в «Метрострое» посоветовали обратиться в КРТИ. Сама же компания от комментария отказалась.

В КРТИ добавили, что в связи с обозначенной проблемой было принято решение предоставить возможность другой компании участвовать в развитии «столь значимого для города направления». Речь идет об АО «Метрострой Северной столицы», совместном проекте ВТБ и городских властей. Компания была создана в ноябре 2020 года, и большую часть акций (65%) в ней получил город.

Однако транспортный инженер, автор Telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов настаивает, что сам по себе «Метрострой» ни при чем в вопросе срыва планов. «Они строители, и был бы бюджет – было бы нормальное планирование строительно-монтажных работ, они бы справились», – утверждает эксперт.

План-пустышка

По мнению И. Вергазова, красивые обещания в 2008 году были связаны с политической конъюнктурой. Никакой финансовой поддержки у этих планов не было, как не было и своевременного проектирования. «Любому специалисту было понятно, что средняя скорость ввода одна станция в год – это наш удел. Все вопросы нужно адресовать чиновникам, планирующим финансирование развития метро. Это их приоритеты, а деньги были всегда», – добавил И. Вергазов.

Эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников предлагает и вовсе перестать ориентироваться на подобные «проекты»: «Многие думают, что планы развития метро или любой другой городской инфраструктуры пишут для того, чтобы их выполнять в означенные сроки, а потом искренне удивляются, что этого не происходит».

Это, конечно, грустный сарказм специалиста, но в нем есть доля серьезности. В условиях российской реальности все подобные документы, включая генеральный план, пишут, скорее, для определения направлений строительства и сохранения необходимых участков, подчеркнул И. Резников. «Не так страшно, когда что-то пока не построили, – намного хуже, когда на месте будущего вестибюля метро появится торговый комплекс или жилой дом», – добавил он.

Стройка сложных инженерных сооружений всегда чревата неожиданностями – от ошибок проектировщиков, которые чего-то не учли, до проблем финансирования, связанных со сменой правительств. «Отставание от заявленных сроков есть даже в Москве, где темпы строительства метро для России сегодня беспрецедентные. В принципе, отставание от сроков бывает не только у нас, даже в Европе примеров хватает», – комментирует эксперт.

Взгляд в будущее

Между тем новые планы отличаются меньшей масштабностью. В Концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга 2017–2038 гг. указано, что в период с 2016 по 2028 год (следующие 12 лет) планируется ввести в эксплуатацию 22 новых станции. Однако на данный момент открыто лишь пять из них: «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары», «Беговая» и «Новокрестовская»/«Зенит».

Уже перенесли срок сдачи участка Лахтинско-Правобережной линии метро от «Спасской» до «Горного института» – согласно концепции, он должен был открыться в 2019 году. Продление контракта стороны объяснили «уменьшением лимитов бюджетных обязательств» (то есть секвестром бюджета). К 2022 году должны были завершить участок Красносельско-Калининской линии со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская». Сейчас, по заверению «Метростроя», оба строящихся участка планируются к сдаче в 2023 году. «Сегодня на них ведутся активные горно-капитальные работы, сооружаются перегонные тоннели, сами станционные комплексы и вспомогательные выработки», – рассказывают в пресс-службе компании. К 2025 году, согласно плану, должны открыться «Туристская» и «Шуваловский проспект». Дальше, как уверяют эксперты, заглядывать бессмысленно.

«Можно быть уверенным только в тех планах, которые заявлены на ближайшие пару лет, хотя у нас умудряются сдвигать сроки и в этом случае. Остальные тоннели и станции тоже когда-нибудь построят, но на какой срок это растянется, сказать невозможно. Причины могут называться любые – пандемия, очередной экономический кризис – это абсолютно неважно», – считает И. Резников.

И. Вергазов соглашается, что нынешние планы – это не более чем красивая картинка. «Когда такие безумные сроки на проектирование, когда настолько растягивается финансирование строительства, все вопросы надо адресовать распорядителю денег. Конечно, под маркой пандемии будет корректировка планов, и опять разведут руками: «Не смогли. Но если бы не карантин, то было бы ух!». А по факту сдвинем все обещания еще лет на пять-семь, не меняя принципиально ни схему развития, ни распределение по срокам», – сетует урбанист.

При этом в КРТИ действительно не отрицают возможную корректировку планов строительства метрополитена в Санкт-Петербурге в связи со сложившейся экономической ситуацией и выходом на рынок нового подрядчика.

И правда, вряд ли метростроителям удастся показать выдающийся результат, особенно с учетом столь скромного бюджета: на строительство метрополитена в 2021 году направят около 10 млрд руб., в 2022-м – до 15 млрд руб. При экс-губернаторе Георгии Полтавченко на метро щедро отстегивали около 20 млрд руб., однако «Метрострой» не успевал освоить такие суммы. При этом в бюджете Москвы на период с 2019 по 2021 год на строительство метро было заложено более 580 млрд руб. После этого вопросы, как за последние 10 лет в столице ввели 56 станций метро, просто отпадают.

Что делать?

Нужно оговориться: надежда на светлое подземное будущее у петербуржцев все же есть. Как минимум свою роль могут сыграть возможности ВТБ в лоббировании своих интересов, считает И. Вергазов. Однако быстрых изменений он все же не ждет: «Может быть, что-то и поменяется. Но пока верится слабо. Сейчас нет готовых проектов даже на 3 года вперед: проектирование фактически не велось, спасибо старому руководству КРТИ. Может быть, с передачей дел в комитет по транспорту что-то и поменяется. Нужно сокращать в разы сроки проектирования и строительства: чиновники все это растягивали, а подрядчики и рады. ВТБ, формально, частная организация, и их менеджмент наверняка эффективнее чиновников. Даст ли это результат – увидим. Работать хуже, чем было, мне кажется, уже невозможно», – пояснил эксперт.

Тем более сомнительными кажутся надежды на нового подрядчика с учетом того, что передача объектов и госзаказов от одного юридического лица к другому – процедура очень непростая. Да и вряд ли в «Метрострое Северной столицы» будут работать другие сотрудники: сказывается узкая специализация. Возможно, город просто поменяет шило на мыло.

Все же И. Резников считает, что для ускорения строительства метро в первую очередь нужны политическая воля, соответствующий административный ресурс и гарантии многолетнего регулярного финансирования. Остальное – это решаемые технические сложности. «В Москве сегодня все это есть, потому метро там активно строится и реализуются проекты с железной дорогой. Естественно, все это не без федеральной поддержки. Москва как город умеет ее добиваться. У Петербурга с этим существенно хуже. Радует только то, что городу удалось сохранить мощности «Метростроя». Хочется надеяться, что смена генподрядчика не приведет к их развалу, а позволит их развивать. Если же городу все-таки удастся донести значимость своих транспортных проектов до Москвы, то постепенно можно нарастить и темпы. Хотя быстро это не выйдет. Метростроение – это специально подготовленные кадры, специфические сложные механизмы и технологии. С теми мощностями, которые есть сегодня, строить метро быстрее технически невозможно», – поясняет урбанист.

Пока же остается только грустить о том, что метро Петербурга прошлым летом признали худшим в России. Такие данные опубликованы в рейтинге российских подземок, который составило Общероссийское объединение пассажиров. По словам его главы, Ильи Зотова, метро Северной столицы получило такую низкую оценку из-за недовольства населения в первую очередь долгими темпами строительства станций в новых районах.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions