Споры о вагоне
Напомним, что Методические рекомендации были разработаны в 2023 году ОАО «РЖД» совместно с СОЖТ. В 2024 году они проходили апробацию: участники рынка оценивали применяемые алгоритмы, корректность используемых данных и терминологии. Росжелдор принимал поступающие замечания и предложения для последующего внесения в документ необходимых корректировок.Споры о допустимом количестве потребного парка на РЖД осенью 2024 года переросли из фазы академических дискуссий в некий постулат, на котором в холдинге стали формировать систему инструментов для управления движением на сети. Это стало понятным в октябре 2024 года, когда перевозчик заявил о намерении убрать в отстой 132 тыс. ед. рабочего парка и не выпускать эти вагоны затем на сеть.
«Черный лебедь» взбудоражил рынок
Тем самым перевозчик выпустил «черного лебедя», который теперь имеет глубокие последствия – как для операторского рынка, так и для вагоностроения.При этом для обоснования идеи о необходимости сокращения количества вагонов в движении из ЦД, ЦФТО и ЦИ были представлены разные данные о величине «избытка» парка. Причем каждая из этих служб преподносит используемые нормативы как некую аксиому. Но при этом нет твердых доказательств, что она верна.
В результате и появились методические рекомендации для расчетов, в которых величина потребного парка вагонов производится на основе прогноза погрузки по всему парку грузовых вагонов в целом с распределением по типам подвижного состава.
В ней указана формула, согласно которой потребный парк равен произведению (умножению) среднесуточного количества погруженных вагонов на оборот вагона. При этом, правда, возник вопрос, как именно считать первый показатель – операторы, например, сочли, что сюда следует к погруженному на сети парку добавить еще и среднесуточное количество груженых вагонов, принятых перевозчиком по межгосударственным стыкам.
Источник в ОАО «РЖД» с такой добавкой не согласен. Он настаивает именно на том, варианте, который сейчас внесен в методику. Ведь в противном случае ему придется признать, что он в октябре отставил от движения вагонов гораздо больше, чем это имело смысл.
Эксперты, в свою очередь, отметили, что новые шахматки ЦД, в которых указаны ограничения для перемещений порожних вагонов на сети, отчасти дублируют размер движения, определенный через алгоритмы ДМЗИ. Причем отчасти нормирование через АС ДМЗИ и новые шахматки ЦД противоречит друг другу, поскольку ограничение подсыла порожнего парка меняет конфигурацию отправок порожнего парка.
«При этом операторы готовы обсуждать применение адекватной модели нормирования с учетом планов погрузки грузоотправителей. Но она не должна ломать логистику подсыла порожняка в рамках согласования заявок-уведомлений (ЗУ). Согласованные ЗУ необходимо исполнять в срок предъявления вагона, а не ждать локомотива. Требуется публичная система учета исполнения запросов-уведомлений. Да еще и процесс согласования завершается 30-го числа месяца, предшествующего погрузке. Вагон должен быть подан уже 1-го числа месяца погрузки. При этом следовать ему – 10 суток», – рассказал представитель операторской компании.
Иными словами, список логконтролей для операторов расширен. И на станции могут ловчить с указанием времени начала отсчета выполнения операций.
Риск возникновения простоев еще выше, если учесть, что согласованные ЗУ перевозчик начинает исполнять с момента подачи локомотива, а не со срока предъявления вагона.